XXXI международный кинофестиваль документальных короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку» - жертва ковида.

30.11.2021 19:42 А.Сорокин Новости - В России
Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 


Как это ни больно, но приходится констатировать: обнаружена еще одна жертва COVID-19 — искусство кино.
Но надо быть справедливым - жертва не смертельная, но тенденциозная. Перципиенты живы, но нормально общаться не могут, кулуарный марафон иссяк. Кинофестивали, впрочем, как и все ярмарки, где каждый желает увидеть что то новое да и себя показать, предлагают окунуться с головой в контрастную атмосферу общения «профессионалов-любителей» кино. Обсудить последние новинки экрана, поверить свои домыслы мнениями коллег, найти нужный контакт в бизнесе, позлорадствовать над последними сплетнями суперзвезд, в конце концов, просто познакомиться с приятным человеком и за фужером шампанского излить ему свою душу.
Кто знает, какие изящные и точные мысли, аллюзии рождаются в эти мгновения? И этого огромного специфического информационно-энергетического пространства не стало! Напрочь! Действительно, в наше время в социуме происходят тектонические сдвиги - дезинтеграция реальности - она не сможет не коснуться самых тонких, самых чувствительных сторон современного, такого разного и неоднозначного, феномена кинематографа…
Как сказал на открытии президент международного кинофестиваля документальных короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку» Алексей Учитель: «..нам поздно сказали о введении особого режима и мы не успели подготовиться…» И вот это чуть-чуть не докрутили чуть-чуть не довернули и праздника нет. Нет праздника для участников и приглашённых с журналистами в придачу. Но все-таки идет мощная работа осмысления последних тенденций в кинематографе, причём как в документальном, так и в игровом, кино оригинального сектора, обсуждения, анализ членов жюри - все то, что дает кинематографу осознавать себя как мощное синтетическое искусство.
Необходимо сказать, что открытие XXXIМКФ «Послание к человеку» как всегда последнее время прошедшее на новой сцене Александрийского театра определённо было феерическим. Лазерно-световое шоу завораживало своей фантастической образностью: идеи дизайнеров, реализованные умелыми it-ишниками и специальным программным оборудованием были настолько неожиданными, что терялось ощущение реального пространства и времени в небольшом зале.

Немного цифр о кинофестивале.

Как утверждают организаторы: на конкурс были поданы около 2629 заявок из 100 стран мира. В три конкурсных программы:
1.Международный конкурс 41 картина из 27 стран
2. Эксперементальных фильмов InSilico - 17 работ из 10 стран
3. Национального кино 18 работ
Были отобраны 76 картин, состоялось 10 российских и 10 мировых премьер.
Помимо конкурсных сеансов оргкомитет фестиваля подготовил 4 спецпрограммы с уникальным контентом, 1 ретроспективу, 4 спецпоказа. Часть внеконкурсных программ зрители смотрели в онлайн-формате на платформе Nonfiction.film.

РЕГЛАМЕНТНЫЕ ПРИЗЫ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС

Гран-при «Золотой кентавр» и 3 000 долларов США за лучший фильм
«Бабий Яр. Контекст», режиссер Сергей Лозница, 120 мин., Украина, Нидерланды, 2021
Приз «Кентавр» и 500 долларов США за лучший полнометражный документальный фильм «Укрощение сада», режиссер Саломе Яши, 92 мин., Швейцария, Грузия, Германия, 2021.
Приз «Кентавр» и 500 долларов США за лучший полнометражный документальный фильм
«Энни», режиссер Гелена Тржештикова, 67 мин., Чехия, 2020
Приз «Кентавр» и 1 000 долларов США за лучший короткометражный документальный фильм
«Три песни для Беназир», режиссер Элизабет Мирзаи, Гулистан Мирзаи, 22 мин., Афганистан, 2021
Приз «Кентавр» и 1 000 долларов США за лучший короткометражный игровой фильм
«Почти весна», режиссёр Настя Коркия, Россия
Приз «Кентавр» и 1 000 долларов США за лучший анимационный фильм
«Жизнь-паскуда», режиссер Варя Яковлева, 6 мин., Россия, 2021
Приз «Кентавр» и 1 000 долларов США за лучший дебют «После комнаты», режиссер Наоми Пасифик, 21 мин., Великобритания, 2020 Специальное упоминание жюри «О времени», режиссер Збигнев Чапла, 6 мин., Польша, Япония, 2021 Специальное упоминание жюри «Мегамолл», режиссер Алин Шох, 4 мин., Швейцария, 2020
 
Ну, и немного о кино

Сухая констатация факта: билет в кинотеатр.
Кинотеатр: «Аврора»
Дата           29.10
Время         16 45
Зал             Большой
Ряд             8
Место         5
Не хочется так думать, но может быть это последний мой билет на посещение кинотеатра в дни фестиваля; весьма вероятно весь показ на XXXII-м (и последующих) перейдёт в он-лайн режим. Сохраню билет – возможно, он станет культурным артефактом.

Но, всё-таки, о кино

Так называемый фильм открытия «Все прошло хорошо» - это не единственный, который удалось посмотреть на большом экране в день начала кинофестиваля. Надо ли говорить, насколько важен большой экран для хорошего профессионального кино, в котором режиссёр вместе с оператором создают свой мир, своё пространство со своей логикой, приоритетами, конфликтом и оригинальным сюжетом. Насколько важно замечать незначительные детали, намёки, раскиданные в пространстве просматриваемого фильма позволяющие понять в полном объёме финальную коду, задуманную творцами. Утрированно: нет большого экрана – нет коды! Ибо на экране монитора большинство работ в восприятии зрителя нивелируются.
Итак, «Всё прошло хорошо» мелодрама с элементами комедии французского режиссёра Франсуа Озона. Подруга режиссера написала книгу, основанную на реальных фактах о последних днях жизни своего отца. На основе книги был написан сценарий, по которому и снят фильм. В фильме две дочери ухаживают за неизлечимо больным отцом - состоятельным буржуа - у которого случился обширный инсульт, лишивший его самостоятельного передвижения и вызвавший частичную амнезию. Но папенька, как настоящий француз, не хочет смиряться с обстоятельствами и тихо уходить из жизни. Дочурки распределили уже между собой наследство, а у отца появляется интрижка, к тому же он оказывается геем с продолжительной историей и целой галереей любовников. В общем, полная Франция.
Одна дочка, которую играет замечательная, тонкая актриса Софи Марсо, комплексует из-за равнодушия родителей в детстве к себе, другая, одинокая мать, не может наладить свою семейную жизнь, но они как порядочные наследницы выполняют любую прихоть отца. Мать - скульптор давно не живет с отцом, между ними айсберг отчуждения.
Покуролесив в инвалидном кресле, отец запросил эвтаназии, которая запрещена во Франции. Пришлось родителя с санитарами переправлять в Швейцарию в дом «одходников», где он, приняв яд, и получил упокоение навсегда. Милый французский сентимент, иногда с тонким юмором, иногда переходящий в гротеск, не лишённый размышлений о долге, дружбе, любви, обязанностях: изящные интерьеры, оригинальные костюмы, а самое главное Софи Марсо в главной роли. Она заслуживает особой похвалы в этой противоречивой драматургии. Не осталось ощущения искусственности, шаблонности во взаимоотношениях с действующими лицами фильма.
Всё очень цивилизовано: выполняя последнее завещание, стараясь не рефлексировать, уложить родного отца в гроб и поднести к губам пузырёк с ядом. Всё так буднично.
Выслушав по телефону отчет сотрудницы дома «одходняков» о последних секундах жизни отца, что « ему не понравился яд по вкусу, но он, выпив его, очень скоро затих и умер. Все прошло хорошо».
 
Полная противоположность этому фильму российская короткометражка «Почти весна», режиссёра Насти Коркия, получившей приз «Кентавр» и 1 000 долларов США за лучший короткометражный игровой фильм
Где то на периферии, в маленьком городке живет семья: больной муж, прикованный к постели и жена, ухаживающая за ним и работающая председателем выборной комиссии. Бесконечная будничность в обеспечении жизни близкого человека – кухня, магазин, стирка. О художественных фильма достоинствах сложно говорить: кадры в основном общего плана, темные, неинтересные, композиционно плохо выстроенные. Понятно, - это решение Анастасии - она осознанно выбрала его, чтобы показать ощущение российской действительности – грязь, нищету, безысходность и боль. В этих предлагаемых обстоятельствах председатель выборной комиссии вопреки всей человеческой логики, нарушая все должностные инструкции, вбрасывает в выборную урну пачку «левых» бюллетеней, обрекая себя на прежнюю нищету и грязь...
…или пачку выборных бюллетеней, способных изменить затхлую политическую атмосферу провинциального городка? Название короткометражки намекает на последнее предположение.

Флакон с ядом или пачка незарегистрированных бюллетеней? What is question…
Разные менталитеты: «O tempora, o mores!»
Будем надеяться, XXXII не подведёт!
Обновлено 09.12.2021 14:39