Большое плавание: строительство флота для рыбаков набирает обороты Поделиться материалом:

21.03.2023 13:28 национальныепроекты.рф Новости - В России
Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
 
 
 Новые современные траулеры отечественного производства, в которых так нуждались рыбаки в нашей стране, уже выходят в море.
И с каждым годом их будет становиться все больше. Свой вклад в их создание вносят в том числе эксперты нацпроекта «Производительность труда».
 
За уловом — на дальний кордон
Второй большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ) проекта СТ-192 «Механик Маслак» 23 февраля отправился из Кронштадта на промысловые испытания. Этого события ждали с июня 2020 года, когда судно впервые спустили на воду. Назвали его в честь старшего механика Василия Федосеевича Маслака — заслуженного ветерана «Русской рыбопромышленной компании», который занял свою должность всего в 26 лет и оставался верным любимому делу более трех десятилетий.
Пройдя по Южному морскому пути через Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан, оставив позади южнокорейский Пусан, в первой половине апреля судно достигнет Сахалина.
Тестирование всех агрегатов с полноценной рабочей нагрузкой продлится более двух месяцев.
На случай внештатных ситуаций на борту до конца этого периода будут на всякий случай находиться специалисты «Адмиралтейских верфей».
Впрочем, сейчас у создателей БМРТ уже гораздо меньше поводов волноваться из-за каких-либо проблем. Предшественник «Механика Маслака», первый траулер проекта СТ-192 — «Капитан Вдовиченко» — вышел на промысел в Охотском море в районе Северных Курил в декабре и уже успел хорошо себя зарекомендовать. Все ожидаемые характеристики подтвердились. Отдельно стоит отметить, что это судно пришло из Санкт-Петербурга на Дальний Восток не с юга, а через Арктику. Для его первого плавания выбрали более короткий, но и более суровый Северный морской путь.
БМРТ проекта СТ-192 — самые современные рыболовецкие суда российского производства. Они предназначены для промысла минтая и сельди в Охотском и Беринговом морях.
Производственные мощности у этих 108-метровых траулеров значительно увеличены — каждый из них рассчитан на ежегодный вылов более 60 тыс. тонн рыбы. Вместимость грузовых трюмов составляет 5,5 тыс. кубометров.
Улов перерабатывают глубоко и безотходно прямо на борту, а затем хранят в холодильной установке до захода в порт уже в готовом виде. Запасы топлива позволяют траулерам этой серии находиться в море до 45 суток без дозаправки.
Рыбоперерабатывающая и мукомольная фабрики на таких судах могут ежедневно заготавливать 60-80 тонн филе, 250 тонн рыбной кормовой муки и 80 тонн фарша сурими (его используют для производства, например, «крабовых палочек»).
Проект СТ-192 спроектирован максимально безопасным и экологичным. Искать рыбу помогает специальное современное оборудование. А пара траловых лебедок с тяговым усилием 60 тонн каждая оснащены системой рекуперации. Она позволяет накапливать энергию во время спуска трала и использовать ее во время подъема.
Создатели траулеров позаботились и об условиях отдыха экипажа. По уровню комфорта суда этой серии сравнивают с трехзвездочным отелем. Во время рейса 155 человек живут в двух-, трех- и четырехместных каютах со всеми удобствами. На борту есть сауна, тренажерный зал и солярий.
 
 
Постепенное обновление флота
Строительство новых отечественных судов для промыслового флота крайне важно для нашей страны. После распада СССР рыбаки в основном покупали за рубежом подержанную технику. В результате за прошедшие три десятилетия отрасль попала в зависимость от иностранных поставщиков. Тем временем средний возраст кораблей вырос до 35 лет, а их износ превышал 90%. Затраты на поддержание эксплуатационных характеристик закономерно взлетели.
Однако в последние годы ситуация начала меняться к лучшему. Это стало возможно благодаря решению президента и правительства о введении так называемого инвестиционного принципа в отраслевое законодательство. В 2017 году была принята программа «Квоты в обмен на инвестиции». Воспользовавшись ей, рыбаки заказали строительство кораблей на сумму более 200 млрд рублей.
«Сейчас мы строим беспрецедентное количество судов на наших российских верфях — порядка 300, — рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов во время торжественной церемонии поднятия государственного флага на „Механике Маслаке“ 2 февраля. — При этом динамично развивается строительство для рыбного промысла. В рамках реализации первого этапа инвестиционных квот на данный момент портфель заказов включает в себя 92 современных, высокотехнологичных судна. В 2023 году верфи прогнозируют сдачу 19 единиц».
«Адмиралтейские верфи» (входят в «Объединенную судостроительную корпорацию») именно с 2017 года строят БМРТ проекта СТ-192 по заказу «Русской рыбопромышленной компании». Всего до 2025 года планируется спустить на воду десять подобных супертраулеров. Третий и четвертый тоже на уже подходе — это суда «Механик Сизов» и «Капитан Мартынов».
 
Бережливое производство
«Адмиралтейские верфи» — одно из старейших судостроительных предприятий России. Они были основаны Петром I на левом берегу Большой Невы в 1704 году. Именно здесь в 1709-м заложили первый в нашей стране линейный корабль — 54-пушечную «Полтаву». Современная реплика парусника, пришвартованная в марине неподалеку от «Лахта центра», в наши дни является одной из знаковых достопримечательностей Северной столицы.
Сегодня на «Адмиралтейских верфях» производственные мощности и оснащение позволяют строить и полностью оборудовать корпуса с общей грузоподъемностью до 70 тыс. тонн. Главная гордость предприятия — неатомные подводные лодки. Бок о бок с ними создают также автономные и обитаемые глубоководные аппараты. Что же касается надводного кораблестроения, то, помимо траулеров проекта СТ-192, отсюда выходят ледостойкие самодвижущиеся платформы, танкеры, ледокольные противопожарные буксиры, спасательные и научно-экспедиционные суда.  
От этапа сборки секций корпусов до обслуживания кораблей после продажи в работе каждого подразделения используются современные технологии. В частности, последние годы «Адмиралтейские верфи» активно внедряют на заводе принципы бережливого производства. С 2017 года корабелы придерживаются японской концепции 5S. Простые последовательные шаги помогают выявлять внутренние ресурсы для улучшения условий труда и техники безопасности, повышать качество продукции. А еще, как и во всей «Объединенной судостроительной корпорации», здесь развивают производственную систему, которая в том числе позволяет непрерывно выявлять и устранять потери на каждом этапе жизненного цикла изделий и повышать эффективность работы в целом.
«Большой упор делается на поддержку среднего руководящего состава — то есть одновременно с технологическим развитием, верфи меняются внутри себя», — рассказал главный инженер компании
Андрей Веселов.
 
Нацпроект в помощь
В конце 2021 года «Адмиралтейские верфи» приняли участие в нацпроекте «Производительность труда». При поддержке экспертов Регионального центра компетенций (РЦК) Санкт-Петербурга на предприятии пересмотрели подход к изготовлению систем вентиляции. Достроечное производство было выбрано неслучайно — это наиболее трудоемкий и непредсказуемый этап в строительстве надводных судов, когда они уже спущены на воду. За полгода, с марта до конца лета, на пилотном участке принципиально по-новому выстроили процессы. Это позволило сократить сроки выполнения работ.
На первом этапе проекта специалисты завода прошли обучение, а затем совместно с коллегами из РЦК выявили проблемные места в производственном процессе и составили план по их устранению. Вторым шагом стало внедрение эффективных методов изготовления продукции с учетом всех принципов бережливого производства. Производительность труда на выбранной площадке увеличилась на 10%, а в целом процесс достройки судна, в котором участвует много смежных цехов, стал эффективнее примерно на 2%. Экономический эффект от этого на предприятии оценивают в 35 млн рублей.
«Нам удалось превратить один из небольших, но значимых участков в современное производство. На этом завод, безусловно, не остановится и продолжит применять полученный опыт», — заверил Андрей Веселов.
В частности, опыт участия в нацпроекте пригодится для оптимизации изготовления секций траулеров проекта СТ-192, насыщенных оборудованием и креплениями, и достройки судов после спуска на воду. Также планируется повысить эффективность в отделе, где проводят лабораторно-стендовые испытания.  
По словам председателя комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрия Чернейко, результаты проделанной работы впечатляют.
«Чтобы внедрить нечто принципиально новое на предприятии с историей, надо в корне поменять мышление. Руководители „Адмиралтейских верфей“ увидели, что можно и нужно меняться, и поверили в это. А с ними — и остальные работники завода», — отметил глава комитета.

национальныепроекты.рф/news/bolshoe-plavanie-stroitelstvo-flota-dlya-rybakov-nabiraet-oboroty