Подводная одиссея команды ЦРУ

30.04.2014 15:45 rusplt.ru Артем Асташенков Материал - General
Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Подводная лодка К-129, 1965 год. Фото: patriotcenter.ru/
Подводная лодка К-129, 1965 год. Фото: patriotcenter.ru/
Рассекреченные документы открывают новые детали миссии разведки США по подъему затонувшей советской подлодки
Историческая служба Госдепартамента США в серии «Международные отношения Соединенных Штатов» опубликовала том, посвященный политике национальной безопасности в 1973—1976 годах. Издание io9 обнаружило среди почти тысячи страниц стенограмм заседаний и внутренних документов ведомства 200, посвященных проекту «Азориан» — частично удавшейся попытке ЦРУ поднять с морского дна советскую субмарину К-129.

Подводная лодка К-129 была спущена на воду в 1959 году. Она строилась по проекту 629 — дизель-электрические субмарины, несущие по три баллистических ракеты Р-13. Всего таких было изготовлено 24 штуки. К-129 позже переоборудовали по проекту 629А — под ракеты Р-21.

8 марта 1968 года К-129 затонула в северной части Тихого океана, примерно в трех тысячах километров от Гавайских островов, на глубине 5,6 тысячи метров. На борту находились 98 человек. По официальной версии, подлодку затопило водой через неисправный клапан воздухозаборника. Американцы придерживаются версии о ложном срабатывании двигателей ракет в закрытых шахтах — об этом свидетельствует высокий радиационный фон в извлеченных обломках и шум, по которому субмарину нашли операторы гидроакустической системы SOSUS.

СССР искал К-129 два месяца, но так и не нашел. Разведка ВМС США догадалась, что произошло, по активности советского флота в районе известного маршрута подлодок проекта 629 и заставила операторов SOSUS прослушать часы и дни архивных записей в поисках чего-нибудь похожего на взрыв. Это позволило сузить область поисков до трех тысяч квадратных километров. Из Перл-Харбора туда отправилась субмарина USSHalibut, оснащенная глубоководными поисковыми системами. К-129 нашлась за три недели — к августу 1968 года.

В Вашингтоне рассудили, что советская подлодка с баллистическими ракетами на борту — это просто дар с небес. Если бы ее удалось поднять, в распоряжении Пентагона оказались бы технологии ракет Р-21, шифровальное оборудование и документация. Осталось только понять, как извлечь субмарину массой 2,5 тысячи тонн с глубины в 5,5 километра, да еще так, чтобы никто не заметил. Так появился секретный проект ЦРУ «Азориан».

В очередной части «Бондиады», вышедшей на экраны в 1977 году, фигурировал гигантский танкер, захватывающий атомные подводные лодки. Возможно, сценарист фильма вдохновился опубликованными за два года до того утечками касательно проекта «Азориан». Чтобы достать К-129 со дна Тихого океана, в ЦРУ решили создать гигантский корабль, в дне которого будет скрыт подъемный механизм и док для субмарины. Он также должен был быть оснащен системами стабилизации, вроде использующимися на буровых платформах.

Корабль Hughes Glomar Explorer. Фото: AP

Корабль Hughes Glomar Explorer. Фото: AP

Устройство захвата, разработанное специально для советской подлодки, собиралось отдельно на закрытой барже. Чтобы установить его на уже готовое судно, баржу нужно было затопить и завершать монтаж под водой — так назначение корабля можно было скрыть от большинства работников.

Строительство было поручено компании GlobalMarineDevelopment, использовалась верфь SunShipbuilding в Филадельфии. Корабль получил название «Хьюз Гломар Эксплорер» — по легенде, судно строил индустриальный магнат Говард Хьюз, чтобы добывать железно-марганцевые конкреции с морского дна. Миллиардер не возражал против использования его имени: его компании и так выполняли множество секретных военных контрактов.

«Господин Хьюз — признанный предприниматель-пионер с широким спектром бизнес-интересов; у него есть необходимые финансовые ресурсы; он часто действует втайне; и он настолько эксцентричен, что сообщения СМИ о его деятельности часто варьируются от правды до совершенных небылиц», — поясняли выбор легенды руководители проекта госсекретарю Генри Киссинджеру в письме, датированном маем 1974 года. Оно было в числе документов, вошедших в нынешнюю публикацию Госдепартамента.

Разработка, строительство и испытания проекта тянулись до 1974 года — и даже тогда завершались впопыхах. Через шесть лет после гибели К-129 в Вашингтоне уже сомневались, стоила ли игра свеч: Советский Союз перешел на ракеты Р-29 значительно большей дальности. Полезность информации, которую бы удалось получить, разобрав Р-21, была под вопросом.

Тогдашний директор ЦРУ Уильям Колби, однако, настоял на продолжении миссии, не желая портить отношения с наемным персоналом. «Нам нужно заботиться о репутации государства. Закрытие проекта на таком позднем этапе покажется подрядчикам самодурством. Это важный момент в разведывательных программах, где вопросы безопасности и прикрытия требуют более тесных отношений между подрядчиками и государством», — объяснял он в еще одном опубликованном Госдепом письме.

В итоге 4 июля 1974 года «Хьюз Гломар Эксплорер» прибыл к месту гибели К-129. Операция по подъему подлодки длилась больше месяца: нужно было дождаться идеальной погоды. Кроме того, невероятных размеров судно непонятного назначения дважды привлекало внимание советских кораблей в районе.

К началу августа «Клементину», как прозвали моряки устройство захвата, спустили на дно на ступенчатой трубе, вроде буровой. Предполагалось поднять больше половины субмарины за раз — передние 42 метра. Однако две трети захваченной части, включая рубку, рухнули обратно — стальные «клешни» не выдержали нагрузки. В итоге в потайном доке «Гломар Эксплорера» оказались лишь первые 11 метров носовой части К-129.

Операцию признали частично успешной: по официальной информации, в поднятом фрагменте подлодки оказались две торпеды с ядерными боеголовками и шестеро членов экипажа. Некоторые сотрудники проекта Азориан позже утверждали, что удалось «спасти» шифровальные книги и другую документацию.

Советских моряков похоронили в море с воинскими почестями. Из-за высокого радиационного фона тела спускали в металлических гробах. Согласно опубликованной Госдепом переписке, изначально рассматривалась возможность сохранить личные вещи покойных для последующей передачи родным: это могло бы ослабить напряжение, если бы Советский Союз узнал о проекте.

Агенты разведки снимали всю операцию по подъему лодки на кинопленку для архива ведомства. В 1992 году директор ЦРУ Роберт Гейтс передал фрагмент записи с церемонией погребения президенту России Борису Ельцину.

Обломки «Клементины» и К-129 еще не успели коснуться дна, а ЦРУ уже готовилось ко второй попытке. Было понятно, что «Хьюз Гломар Эксплорер» придется вернуть в док и существенно переработать систему захвата. Так что новое плавание корабля «двойного назначения» состоялось бы не раньше следующего благоприятного погодного сезона — второй половины лета 1975 года.

Неудача с «Азорианом», однако, пришлась на самый разгар Уотергейтского скандала. 9 августа 1974 года президент США Ричард Никсон уже подал в отставку под угрозой импичмента, поэтому для многих в Вашингтоне приоритетом стали не амбициозные проекты с сомнительными международными последствиями, а «прикрытие тылов».

Даже Киссинджер, всегда поддерживавший операцию «Азориан», начал считать ее бомбой замедленного действия. «Эта история неизбежно просочится: слишком многих нужно было посвятить в дело. У всех оставшихся кишка тонка. Вчера они все время пытались дать понять, что хотят защитить себя от "Азориана". Удручающая встреча», — объясняет он свою позицию новому президенту Джеральду Форду в опубликованной Госдепартаментом стенограмме.

То, что проект «Азориан» вот-вот станет достоянием общественности, лучше всего понимали в ЦРУ. В январе 1974 года об их проекте узнал журналист NewYork Times Сеймур Херш. Директор ведомства Уильям Колби дважды встречался с ним, уговаривая отложить публикацию расследования из-за угрозы международного скандала.

Вторая встреча Херша и Колби состоялась 10 февраля 1975 года. Но тремя днями ранее о подлинном назначении «Хьюз Гломар Эксплорера» написала LosAngelesTimes. В газете узнали о секретном проекте благодаря собственной оплошности ЦРУ.

5 июня 1974 года офис одной из компаний, работавших над «Гломар Эксплорером», был ограблен. Помимо денег, преступники вынесли четыре ящика с документами. Среди них могла быть служебная записка с описанием проекта «Азориан» — если ее, как положено, не уничтожили после прочтения.

Несколько месяцев спустя в полицию Лос-Анджелеса обратился человек, назвавшийся посредником того, в чьих руках оказались документы. Последний требовал за них $500 тысяч. В ЦРУ попытались выяснить, есть ли среди бумаг описание «Азориана», и рассказали о записке ФБР. Те передали полиции, а последние спросили у посредника.

Так эта история и дошла до Los Angeles Times. Их первая заметка была короткой, с множеством неточностей и сомнительными источниками, так что ЦРУ продолжало настаивать на молчании журналистов, знавших подробности дела. Но 18 марта 1975 года о своем намерении раскрыть все детали публично заявил колумнист Джек Андерсон. Это развязало руки остальным: New York Times, Washington Post и Los Angeles Times вышли с передовицами о «Гломар Эксплорере».

Херш и коллеги по ошибке называли секретный проект «Дженнифер» — это кодовое имя использовалось на всех документах, чтобы обозначить категорию секретности. В ЦРУ и Минобороны США над общими уровнями допуска имеет приоритет система блоков информации: засекреченные документы и объекты разделяются на условные «ячейки», право доступа в каждую из которых определяется дополнительными критериями — служебной необходимостью, поручительствами и так далее.

Администрация Форда решила игнорировать публикации в прессе. Искушение признать существование грандиозного проекта, конечно, было велико. «Этот эпизод — важное достижение Америки. Эта операция — техническое чудо с сохранением секретности», — говорил министр обороны Джеймс Шлезингер на встрече президента с силовым блоком 19 марта 1975 года (стенограмма рассекречена в 2010 году).

Дальнейшая огласка, однако, могла вынудить СССР предпринять ответные действия, поэтому проект «Азориан» оставался засекреченным. На официальные запросы в соответствии с законом о свободе информации (FOIA) ЦРУ реагировало формулировками «мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть». Эту фразу теперь называют «ответом Гломара» или «гломаризацией».

От Советского Союза ждали резкой реакции, как на инцидент с самолетом-разведчиком U-2 в 1960 году. Москва же молчала. По данным ЦРУ, в Кремле предпочли не признавать публично потерю подводной лодки, неспособность найти место ее гибели и провал разведки касательно корабля «Гломар Эксплорер».

В том же докладе от апреля 1975 года аналитики ЦРУ предупреждают: «Не вызывает сомнений, что Советы сделают все возможное, чтобы осложнить или сорвать вторую попытку». Пары ныряльщиков, вооруженных несколькими метрами кабеля, хватило бы, чтобы повредить устройство, типа «Клементины». А главное, в СССР теперь знали, где покоится К-129.

В итоге власти США отказались от попыток поднять остатки советской подлодки. В июне 1975 года Киссинджер написал Форду: «Теперь ясно, что Советы не намерены позволить нам беспрепятственно провести вторую миссию. Советский буксир дежурит у цели с 28 марта, и по всем признакам там и останется. Наша система захвата уязвима для самых невинных событий на море, типа лодки, проходящей слишком близко и "случайно" задевающей корабль. Угроза более агрессивной враждебной реакции тоже присутствует, вплоть до прямой конфронтации с судами ВМФ СССР».

По официальной версии, на этом проект «Азориан» и закрыли. «Гломар Эксплорер» действительно переоборудовали для глубоководного бурения, а в 2010 году продали другой компании.

Сейчас проект «Азориан» остается секретным. Большая часть имеющейся достоверной информации стала известна только в 2010 году. Тогда были опубликованы уже упомянутая стенограмма встречи Форда с силовиками и подвергнутая изрядной цензуре статья 1985 года из внутреннего журнала ЦРУ. По-прежнему не ясно, что именно американцам удалось поднять со дна, помимо торпед и тел моряков, скрыты многие детали планирования миссии и подготовки корабля, включая назначение некоторых полевых лабораторий, размещенных на борту в последний момент.

Зато известно, сколько три президентских администрации США потратили на секретный проект — $800 миллионов. В пересчете на современные доллары это почти $4 миллиарда. «Азориан» стал одной из самых дорогостоящих секретных операций холодной войны.

Подробнее http://rusplt.ru/world/podvodnaya-odisseya-komandyi-tsru-9269.html?utm_source=smi2&;