Из фонда Президентской библиотеки: «Смех – хорошее оружие против глупости и невежества, и этим оружием Фонвизин владел в совершенстве»

13.04.2018 11:35 Президентская библиотека Материал - General
Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Д. И. Фонвизин
Д.И.Фонвизин
14 апреля 2018 года исполняется 273 года со дня рождения классика русской литературы XVIII века, создателя узнаваемых типических образов русской бытовой комедии Дениса Ивановича Фонвизина.
В электронном фонде Президентской библиотеки представлены как «Полное собрание оригинальных произведений»сатирика (1902), так и исследования, посвящённые его жизни и творчеству, в том числе критический разбор его произведений.
«Смех – хорошее оружие против глупости и невежества, и этим оружием Фонвизин владел в совершенстве, - пишет автор, укрывшийся за инициалами К.П.М. в раритетном издании «Денис Иванович Фонвизин» (1900), представленном на портале Президентской библиотеки. - Нужно помнить, что в «Недоросле» изображаются нравы части русского общества середины восемнадцатого столетия. С невежеством тогдашних мелких помещиков правительству приходилось очень много бороться. Правительство прилагало все усилия к тому, чтобы разъяснить пользу, приносимую образованием, как отдельным лицам, так и всему государству. Немногие, однако, понимали это».
Как и большинство русских немцев, ставших настоящими патриотами России, представители рода Фонвизиных с течением времени фамилию свою стали писать не на немецкий лад, т. е. отдельно фон и отдельно Визен, а на русский, слитно: Фонвизины. Образование, полученное будущим писателем в семье, а затем в московской университетской гимназии, позволило ему за три года пройти университетский курс наук и поступить на военную службу, а затем трудиться переводчиком в иностранной коллегии. С этого момента начинается петербургский период его жизни, где он посещает театры, входит в литературные круги, где зреет его столь очевидный многим талант.
Образованный, лёгкий в общении молодой человек с развитым чувством юмора был любим в обществе; всегда находились влиятельные покровители, готовые продвигать его по служебной лестнице, создавать условия для литературной работы. Сначала это был кабинет-министр Елагин, заядлый театрал, старавшийся избавить начинающего литератора от обременительной министерской рутины. При таком покровительстве Фонвизину удалось написать и прочесть в присутствии самой императрицы комедию «Бригадир», в которой он осмеял поклонение всему иностранному «без различия, хорошо ли и полезно это иностранное, или никуда не годится».
Далее под началом Никиты Ивановича Панина, состоявшего воспитателем цесаревича Павла Петровича и ведавшего иностранными делами, Денис Иванович развернул энергичную деятельность, «вполне обнаруживая свои дарования». «Граф Панин, - читаем в вышеназванной книге, - был выдающимся человеком среди сподвижников императрицы Екатерины, отличавшихся умом, деятельностью и блестящими способностями. Льстецы и искатели были ему противны».
Граф и Денис Фонвизин сблизились настолько, что последний позволил Никите Ивановичу себя облагодетельствовать: по окончании воспитания цесаревича Панин получил от императрицы щедрую награду в виде имения с девятью тысячами душ крестьян – и со всей душевной щедростью раздал царский подарок своим лучшим сослуживцам. На долю Дениса Ивановича пришлось около тысячи двухсот душ крепостных. Отныне он стал не просто обеспеченным – богатым человеком. Словом, жаловаться на финансовую сторону жизни у Фонвизину не приходилось. «Да жаловаться и унывать вообще было не в его характере, чрезвычайно живом, беззаботном и весёлом, - сообщается в книге «Денис Иванович Фонвизин». - Фонвизина везде встречали с распростёртыми объятиями, всюду он являлся желанным гостем. Все признавали в нём умного, выдающегося человека и талантливого писателя. К чрезвычайно привлекательным чертам Дениса Ивановича относилась ещё отзывчивость».
В 1782 году в деревянном театре купца Карла Книппера на Царицыном лугу (ныне Марсово поле)  состоялось триумфальное представление «Недоросля». «Публика „аплодировала эту пьесу метанием кошельков с деньгами“ на сцену», - свидетельствует краткий биографический очерк в книге «Полное собрание оригинальных произведений». Очень скоро комедия перешла на подмостки императорских театров обеих столиц.
«Один из знакомых Фонвизина, - рассказывает всё тот же автор, К.П.М., - сказал ему после представления: “Умри, Денис, - лучше не напишешь”. Эти слова оказались пророческими. Действительно, после этой пьесы Фонвизин написал немного, - и ничего, равного по достоинству «Недорослю».
В электронном читальном зале Президентской библиотеки можно ознакомиться с исследованием А. Незеленова «Литературные направления в Екатерининскую эпоху» (1889): Автор - известный в XIX столетии историк литературы, профессор Александр Ильич Незеленов сделал несколько глубоких замечаний о характере дарования Фонвизина и типичности героев «Недоросля». Комизм представленного на сцене, по мнению критика,   не только в том, что смешно, колоритно, со знанием дела выписан грубый, принижающий человеческое достоинство быт семьи Простаковых и безнадёжная отсталость Митрофанушки, профанирующего жизнь. В «Недоросле» подспудно существует комизм более глубокий, внутренний: грубость, которая тщится выглядеть любезно; жадность, прикрываемая мнимым великодушием; невежество, претендующее на образованность. 
Может, оттого и не сходит со сцены без малого полтора века комедия Фонвизина, - «несовместимого соединитель», «зерцало пороков и вступающих с ними в спор добродетелей». Та самая актуальная пьеса, которой всегда недостаёт ищущему театру всех времён и народов.