Из фонда Президентской библиотеки: «граф Толстой был поэтом мысли воинствующей…»

29.08.2018 20:17 Президентская библиотека Материал - General
Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
 
 
«В отличие от Тютчева  – поэта исключительно созерцательной мысли, – гр. А. К. Толстой был поэтом мысли воинствующей, поэтом-борцом.
…Наш поэт боролся оружием свободного слова за право красоты, которая есть ощутительная форма истины, и за жизненные права человеческой личности», - писал философ, литературный критик, публицист Вл. Соловьёв в статье «Поэзия гр. А. К. Толстого».
Это высказывание справедливо не только по отношению к творчеству Алексея Константиновича Толстого, 201-я годовщина со дня рождения которого исполняется 5 сентября 2018 года, но и ко всей жизни: его деятельная натура остро реагировала на все главные общественные события времени, что раскрывают электронные копии книг о Толстом, доступные на портале Президентской библиотеки: «История Русской государственности. Т. 1. Основные черты древне-русского государства» С. Корфа (1908)  с эпиграфом из стихотворения А. К. Толстого; «Вестник Европы». Г. 40. 1905, Т. 1 (Кн. 1, январь). Плюс четыре современные издания, переданные Брянской областной научной универсальной библиотекой. Они написаны филологом и краеведом В. Захаровой и носят исследовательский характер, поскольку основаны на изучении документальных, мемуарных и эпистолярных источников: «А. К. Толстой: летопись жизни и творчества», «Вслед за Алексеем Константиновичем Толстым: в поисках истины», «Алексей Толстой и мифотворцы»,  «По следам Алексея Константиновича Толстого: вымыслы и правда».  
«Немытая Россия» была его сердечной болью. В марте 1861 года он приезжает в Красный Рог, чтобы лично прочитать Манифест об освобождении крестьян с крыльца Успенской церкви. Великий гуманист Толстой после отмены крепостного права старался всячески облегчить участь своих бывших крестьян, страдавших то от голода и болезней, то от произвола местных властей и сельского священника.
А. К. Толстой способствовал освобождению И. С. Тургенева из ссылки в Спасское-Лутовиново, помог вернуться из среднеазиатской ссылки и вызволил из солдатчины Т. Г. Шевченко. Это граф Толстой на вопрос Александра II: «Что делается в литературе?» ответил: «Русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского».
Результатом этой дерзости стал отъезд Толстого вместе с женой Софьей Андреевной подальше от столицы, с глаз государя долой, в фамильное имение Красный Рог.Рождённый в Санкт-Петербурге и увезённый шестинедельным младенцем из Северной столицы после развода родителей, А. Толстой считал своей родиной Красный Рог, затерявшийся в дебрях Брянского края, на границе с Малороссией. Случается, что конкретный город становится лишь местом рождения, а малой родиной – то пространство, где прошли детство и отрочество - самая, может быть, значимая часть жизни человека, определившая его «нравственно-психологическое бытие», как пишет В. Захарова в книге  «Вслед за Алексеем Константиновичем Толстым: в поисках истины». Усадьбу завещал одарённому племяннику внебрачный сын А. К. Разумовского А. А. Перовский, известный в литературе под псевдонимом Антоний Погорельский (от названия соседнего имения Погорельцы).
«Моей ярко выраженной склонности к поэзии много содействовала природа, среди которой я жил, - писал поэт в письме итальянскому переводчику и биографу А. Губернатису 20 февраля 1874 года, - воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь и оставшееся во мне и поныне» («Вестник Европы». Г. 40. 1905, Т. 1 (Кн. 1, январь). Именно здесь его захватили чтение книг и первые поэтические опыты. «С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи, – признавался он всё тому же Губернатису, – настолько поразили моё воображение некоторые произведения наших лучших поэтов, найденные мною в каком-то плохо отпечатанном сборнике в обложке грязновато-коричневого цвета».
В Красном Роге граф написал главные свои произведения: историческую повесть времён Ивана Грозного  «Князь Серебряный», драматическую трилогию «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис», исторические баллады, лучшие свои стихотворения. Многолетнее уединение в маленьком уютном Красном Роге не было для Алексея Константиновича сплошной поэтической идиллией. Он хорошо знал жизнь, имел постоянные сношения с Европой, где нередко бывал и откуда с конца сороковых годов стали доноситься раскаты революционных бурь. Он имел точный взгляд на всё происходящее в России и непосредственно в родных пенатах. «Голод кругом всеобщий, во многих деревнях от голода умирают… – писал он в феврале 1869 года своему другу-литератору Б. М. Маркевичу. – Смотреть на то, что творится, ужасно».
Размеренная жизнь в лесной краснорогской глуши, оставляющая время для размышлений, давало богатую пищу для ума и души графа Толстого, оттачивало его полемический дар. Характерно для этого периода его столкновение по национальному вопросу с Маркевичем, которую спровоцировал тост А. К. Толстого в одесском Английском клубе: «<…> за всех подданных Государя Императора, к какой бы национальности они ни принадлежали!». Националист Маркевич упрекал Толстого: «заключительная фраза Вашей одесской речи является прискорбной ошибкой, о которой «Московские ведомости», конечно, умолчат из внимания к Вашей личности».
В ответном письме от 26 апреля 1869 года из Красного Рога Толстой даёт резкую оценку русификаторских, националистических взглядов Маркевича, особенно обострившихся после подавления польского восстания 1863 – 1864 годов. Русофилы считали, что «разных национальностей в могущественном государстве допустить нельзя».
Толстой возмущался, приводил свои доводы, пишет Захарова в работе «Вслед за Алексеем Константиновичем Толстым: в поисках истины»: «У Вас хватает завидной смелости порицать мой тост в честь всех подданных Императора, какой бы они ни были национальности! <…> Посмотрите в лексикон! Что такое национальности? Вы смешиваете государство с национальностями! Нельзя допустить разных г о с у д а р с т в, но не от вас зависит допустить или не допустить национальностей! Армяне, подвластные Россиии, будут армянами, татары татарами, немцы немцами, поляки поляками!».
Не один только философ Соловьёв, посещавший Красный Рог, отдавал должное брянскому отшельнику. В разное время к нему в имение приезжали Б.  Маркевич, А. Фет, Я. Полонский, братья Жемчужниковы, вместе с которыми он как бы играючи, со скуки, сотворил литературную мистификацию, придумал сочинителя Козьму Пруткова с его преисполненными «житейской мудрости» стихами и по сей день не исчезнувшими из обихода афоризмами.
«Весёлый был человек», сказал о нём Н. Лесков. «Считаю себя счастливым, - добавляет А.Фет, - что встретился в жизни с таким нравственно здоровым, широко образованным, рыцарски благородным и женственно нежным человеком, каким был граф Алексей Константинович».
Дипломат А. Цертелев, посещавший Толстого в Красном Рогу, писал о последних днях поэта: «До последней минуты он остался верен себе, думал и заботился о других; боялся тяготить или беспокоить окружавших, <…> болезнь никогда не покоряла его – он продолжал быть самим собою и умер, сохранив свежесть ума и чувства». Цитаты взяты из работы В. Захаровой   «Вслед за Алексеем Константиновичем Толстым: в поисках истины».