Президентская библиотека – к 180-летию Петра Ильича Чайковского

07.05.2020 12:39 Президентская библиотека Материал - General
Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

«Окно открыто. Я с наслаждением вдыхаю ночную свежесть после жаркого весеннего дня.
Как мне странно, жутко, но вместе и сладко думать о далёкой, невыразимо любимой родине! Там ещё зима… Люблю я нашу зиму, долгую, упорную. Ждёшь не дождёшься, когда наступит пост; а с ним и первые признаки весны. Но зато какое волшебство наша весна своей внезапностью, своею роскошною силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега, и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! …Мне уж довольно гулять среди шума и роскоши Флоренции», – писал Пётр Ильич Чайковский Надежде Филаретовне фон Мекк. С многолетней перепиской Петра Ильича Чайковского с русской меценаткой Надеждой Филаретовной фон Мекк можно ознакомиться благодаря изданию «Переписка с Н. Ф. фон Мекк. 1876–1878»(1934) на портале Президентской библиотеки.
7 мая 2020 года исполняется 180 лет со дня рождения известного русского композитора, дирижёра, педагога, музыкального критика и общественного деятеля Петра Ильича Чайковского. На портале Президентской библиотеки представлена электронная коллекция «П. И. Чайковский (1840–1893)», в которую вошли цифровые копии автографов композитора, нот и фотографий с его дарственными надписями, писем, книг и статей о его жизни и творчестве.
Родился будущий композитор в небольшом городке Воткинске на территории нынешней Удмуртии, где его отец Илья Петрович был директором завода. «Детские годы композитора протекали в обстановке семейного уюта и материального достатка. Полученное им домашнее воспитание, по обычаю, было проникнуто французской культурой. <…> Добрый, сердечный, необыкновенно понятливый мальчик был всеобщим любимцем. Уже в ранние годы обращает на себя внимание его наблюдательность и восприимчивость», – так описывает ранние годы будущего композитора музыковед Григорий Бернандт в книге  «П. И. Чайковский: краткий очерк жизни и деятельности»(1940).
С самого раннего возраста в Чайковском проявлялись исключительные музыкальные способности. В издании «Дни и годы П. И. Чайковского»  отмечается: мальчик был настолько одарён, что музыка порой причиняла ему страдания. «После вечера, который прошёл в музыкальных развлечениях, маленький Чайковский был возбуждён, плакал. На вопрос, что с ним, отвечал: „О, эта музыка, музыка!“ Но музыки никакой не было в эту минуту слышно. „Избавьте меня от неё! Она у меня здесь, – рыдая и указывая на голову, говорил мальчик, – она мне не даёт покоя“». И тем не менее, продолжает автор, «Петя… по окончании уроков неизбежно бежал к фортепиано».
Изначально Чайковскому прочили юридическую карьеру: после окончания императорского правового училища он поступает на службу в Министерство юстиции. Но всё меняется в 1862 году. В Петербурге открывается Консерватория и Чайковский становится её студентом. Об этом он радостно сообщает в одном из писем своей сестре («Письма к родным. Т 1. 1850–1879» (1940).
С тех пор всё в жизни Чайковского вытеснило страстное увлечение занятиями музыкой: «Молодой человек обнаружил в этом отношении невероятную, сказочную энергию; некоторое понятие об этом могут дать слова А. Г. Рубинштейна, в ответ на задание которого „написать контрапунктические вариации на заданную тему…полагая при этом, что он напишет десяток-другой вариаций, а вместо того я получил их, кажется, более двухсот“», – читаем в  книге музыкального критика Николая Кашкина «Воспоминания о П. И. Чайковском» (1896). После окончания Санкт-Петербургской консерватории с серебряной медалью будущий композитор был приглашён на должность профессора Московской консерватории, где познакомился с русскими музыкантами. Завёл дружбу с писателями А. Н. Островским и А. П. Чеховым, с артистами Малого театра.
В 1866 году Пётр Ильич написал Первую симфонию («Зимние грёзы»). В 1875 году – знаменитый Первый фортепианный концерт, в 1876 – балет «Лебединое озеро».
В конце 1870-х годов Чайковский озвучил друзьям грандиозный замысел оперы «Евгений Онегин». В этот же период композитор связал себя узами брака, короткого и крайне неудачного, в ходе расторжения которого получил нервное расстройство и был вынужден несколько лет провести за границей в попытке вернуть себе способность жить и творить. «Доктора воспретили ему всякие музыкальные занятия, так что он не должен был ни подходить к фортепиано, ни даже брать в руки нотную бумагу, – читаем в упоминавшихся выше „Воспоминаниях о П. И. Чайковском“. – Тем не менее, творческую работу фантазии остановить было невозможно, и больной возвратился с новым сочинением, почти вполне оконченным, хотя на бумаге не было написано ни одной ноты».
«У него была своя система работы, – узнаём из цифровой копии десятого номера журнала «Новое слово» (1894): – Чайковский работал ежедневно по утрам в определённые часы, не ожидая вдохновения… Обдумывал свои сочинения во время прогулок. А так как композиторская техника его была необыкновенно блестящая, то ему легко было переносить задуманные картины на бумагу».
Настоящей вершиной творчества Чайковского стала опера «Пиковая дама». В 1891 году он сочинил свою последнюю оперу «Иоланта» и балет «Щелкунчик». Гениальному русскому композитору посвящено немало исследовательских музыковедческих работ – настолько необычным явлением он стал в музыкальных кругах двух русских столиц и Европы. Взлётом Чайковского-симфониста считается Шестая симфония («Патетическая»). Постоянно обращался композитор и к малым формам. Он автор 100 романсов, которые являются жемчужинами вокальной лирики, а также более чем 100 фортепианных пьес.
Пока, преодолевая внутренние кризисы, Пётр Ильич работал над своими шедеврами, в стране назревал социальный взрыв, приближение которого композитор болезненно переживал.
Дворянин по происхождению и воспитанию, Чайковский был пропитан идеологией и настроениями старой помещичьей жизни; великолепный поэтический памятник ей он создаёт в опере «Евгений Онегин», осознавая вместе с тем обречённость «вишнёвых садов». Например, объясняя в письме к Н. Ф. фон Мекк от 17 февраля 1878 года идейное содержание своей Четвёртой симфонии, он так характеризует её лейтмотив: «Это фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели, которая ревниво стережёт, чтобы благополучие и покой не были полны и безоблачны. <…> Пристани нет…» – читаем в  «Переписке с Н. Ф. фон Мекк. 1876–1878».
Озабоченный судьбой России, понимая, что самодержавный строй себя исчерпал, Чайковский отнюдь не с теми, кто хочет сохранить его в неприкосновенности. Однако он «пугается» европейских образцов переустройства России и готов скорее искать рецепты в её древнем соборном укладе. «Весьма вероятно, – пишет он 3 января 1882 года Н. Ф. фон Мекк, – что я очень плохой политикан. Быть может, всё, что я говорю, очень наивно и неосновательно, но только, когда случается думать обо всём, у нас происходящем, я ищу и не нахожу выхода…» Поворот на революционный путь развития был ему чужд. 20 февраля 1880 года он пишет Надежде Филаретовне: «Все эти музыкальные и всякие другие интересы дня стушевались перед картиной грандиозного безобразия, которое представляет в эту минуту наше бедное отечество. Я чуть с ума не сошёл… по получении известия о новом покушении на жизнь государя… Всё это нестерпимо больно и горько».
Как показывает знакомство с богатейшими материалами коллекции Президентской библиотеки, Чайковский имел мужество взглянуть исторической правде в глаза и «спеть себе и своему классу потрясающую отходную – „Патетическую симфонию“». И в этом заключается огромная творческая и человеческая сила гениального композитора.
Обновлено 08.05.2020 16:20