Российскому морскому регистру судоходства (РС, Регистр) 100 лет

10.10.2013 12:10 А.Сорокин
Печать
В этом году исполнилось 100 лет  Российскому морскому регистру судоходства (РС) - одного из ведущих классификационных обществ мира. 
С 1969 года РС является членом Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО). РС признан Европейским Союзом, морскими администрациями 70 государств флага, является ассоциированным членом ИНТЕРТАНКО, ИНТЕРКАРГО и БИМКО. Деятельность РС направлена на повышение стандартов безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море, предотвращения загрязнения окружающей среды.
Одним из основателей РС был БОКЛЕВСКИЙ КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ (1862 - 1928) - известный русский инженер-кораблестроитель, видный деятель науки, профессор. Старший сын художника Петра Михайловича Боклевского - известного иллюстратора произведений Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского. Константин Петрович окончил Морское инженерное училище в Кронштадте, кораблестроительное отделение Николаевской морской академии, работал на судостроительных заводах в Петербурге, Николаеве, Одессе, занимался постройкой, ремонтом и модернизацией боевых кораблей и гражданских судов, изучал зарубежный опыт судостроения. К.П. Боклевский стоял у истоков создания Регистра - отечественного классификационного органа, который на серьезной научной основе занялся оценкой технического состояния судов и их классификацией. С момента образования Регистра каждое судно от создания проекта до вступления в строй находилось под контролем специалистов РС. Все технические вопросы при постройке судов подлежали одобрению Технического совета - важнейшего структурного подразделения Регистра, куда вошли самые известные специалисты в области проектирования, строительства и эксплуатации судов того времени. 2 февраля 1915 года состоялось первое общее собрание членов Технического совета. К.П. Боклевский был единогласно избран его председателем. В 1916 году Константин Петрович получил чин генерал-майора Корпуса корабельных инженеров, в 1917 – должность главного инспектора заводов Морского ведомства. Обосновал применение двигателей внутреннего сгорания на судах. Организатор и декан (1902-1923) первого в России кораблестроительного факультета Петербургского политехнического института. При этом факультете по инициативе К.П. Боклевского и под его непосредственным руководством в 1909 г. были созданы курсы воздухоплавания для подготовки инженеров. Руководил бюро по проектированию торговых судов, создал энциклопедию судостроения и разработал курс проектирования судов. Первый председатель Технического совета Регистра, который возглавлял и после революции 1917 года, а также руководил работами по проектированию торговых судов для нового флота молодой страны.
По случаю кончины К.П. Боклевского академик А.Н. Крылов в июне 1928 года писал: "Всякое дело, за которое К.П. Боклевский брался, он умел доводить до успешного конца; этому способствовало его редкое уменье подбирать себе сотрудников, своим примером внушить им ревностное отношение к делу, а обаянием своей личности - и любовь к нему. 
Много поработав для создания русского торгового судостроения, Константин Петрович ясно осознал необходимость создания Русского регистра, чтобы освободить наше торговое судостроение от иностранной опеки. С самого начала учреждения и по день своей смерти покойный был бессменным председателем Технического совета Русского регистра. 
Эти два главнейших создания Константина Петровича Боклевского - кораблестроительный факультет и Русский Регистр - навеки запечатлевают память о нем в летописях русского кораблестроения». 
На днях РС провел на Богословском кладбище Санкт-Петербурга работы по восстановлению памятника и благоустройству места захоронения К.П.Боклевского.