К 139 лет со дня рождения Александра Александровича Блока

22.11.2019 13:35 Президентская библиотека
Печать

Александр Блок: «Это был реалист-скептик, натянувший свою улыбку, чтобы скрыть точку своей тоски…»

28 ноября 2019 года исполняется 139 лет со дня рождения Александра Александровича Блока (1880 – 1921) – величайшего поэта, классика русской литературы XIXXX веков, крупнейшего представителя русского символизма, драматурга, переводчика, литературного критика. В фонде Президентской библиотеки хранятся электронные копии редких прижизненных изданий писателя, воспоминаний современников, научных работ, посвящённых его творчеству, а также видеолекции.
В электронном фонде Президентской библиотеки можно познакомиться с редкой книгой критика, литературоведа, историка литературы Николая Ашукина «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах» (1924). В предисловии автор сообщает биографические сведения о поэте: «Дед – ректор Петербургского университета «в его лучшие классические годы». Отец Александр Львович – профессор Варшавского университета по кафедре государственного права. Он вскоре разошёлся с женой, и ребёнок воспитывался в семье литературно одарённой матери. Детские годы Блока проходили – зимами – в Петербурге, в большой квартире “с массой людей, няней, игрушками и ёлками”, а летом – в “благоуханной глуши маленькой усадьбы Шахматово”».
О себе Блок в названной выше книге сообщает следующее: «Сочинять я стал чуть ли не с пяти лет». После 17 начались поиски себя в словотворчестве, соответствующие стихии первой юношеской влюблённости – это были лирические стихи, и к моменту выхода первого сборника поэта «Стихи о Прекрасной Даме» их накопилось до 800. Большая часть их была посвящена ставшей женой и музой поэта Любови Менделеевой, дочери знаменитого химика. Поэт Андрей Белый в главе своих воспоминаний в вышеназванном сборнике «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах» написал:
«Когда я вошёл в переднюю, то увидел молодого человека, очень статного, высокого, широкоплечего, с тонкой талией, в студенческом сюртуке. Это был А. А. Блок с Любовью Дмитриевной… Вместе с Любовью Дмитриевной они составляли прекрасную пару и очень подходили друг к другу: оба весёлые, нарядные, изящные… Упругость и твёрдая сдержанность всех движений Блока несколько контрастировали с застенчиво-улыбающимся лицом и большими, прекрасными голубыми глазами. Это был петербуржец, реалист-скептик, где-то грустно вздохнувший, но на этот вздох, натянувший свою улыбку, очень добрую и снисходительную, чтобы от всей души окружить его уютом и скрыть от него точку своей тоски…».
Блок – поэт особенный, это понимали все, кто брал в руки его книги или встречался с ним. Сформировавшийся в атмосфере раннего символизма под сильным влиянием поэтики Владимира Соловьёва, Блок, однако, умел слышать реальную жизнь. К выходу первой книги «райская чистота первых видений Блока уже столкнулась с миром фабричных перекрёстков под первыми проблесками уже шедшей революции». После 1905 года Блок почувствовал, что «круг лирики для него тесен». В нём уже вызревали глубоко патриотичные произведения «Родина», «Скифы», поэма «На поле Куликовом».
Александр Блок покорил публику не только своими талантливыми произведениями, современники отмечали манеру и воздействие его голоса на слушателя, когда поэт читал свои стихи. Поэт Вильгельм Зоргенфрей объясняет: «Простота – отличительное свойство этого чтения. Простота – в полном отсутствии каких бы то ни было жестов, игры лица, повышений и понижений тона. И простота – как явственный звуковой итог бесконечно сложной, бездонно-глубокой жизни; тут же, в процессе чтения стихов, созидаемой и утверждающейся».
Будучи сконцентрированным на проблемах России, поэт продолжал верить в её исключительную роль в истории человечества. Сравнивая своё Отечество с европейскими странами, в которых ему довелось побывать, Блок поражался преобладанию в них материального и прагматичного над духовным началом. Летом 1911 года он писал матери, с которой был очень близок, из Бретани:
«…Мировая жизнь чувствуется здесь сильнее и острее, чем в России (отчасти благодаря талантливости, меткости и обилию газет при свободе печати), отчасти благодаря тому, что в каждом углу Европы человек висит над самым краем бездны и лихорадочно изо всех сил живёт «в поте лица». Здесь… я слышу голос Европы, и никакая работа и никакое веселье не может заглушить его. Здесь ясна вся чудовищная бессмыслица, до которой дошла цивилизация, её подчёркивают напряжённые лица и богатых, и бедных, шныряние автомобилей, лишённое всякого внутреннего смысла, и пресса – продажная, талантливая, свободная и голосистая».
Поэма «Двенадцать», встреченная восторгом одних и злобным шипением других, вызвала самые разнообразные толки и самые противоречивые мнения. «Помню, как-то в июне, два года назад, Гумилёв в присутствии Блока читал в Зубовском институте лекцию о его поэзии и между прочим сказал, что конец поэмы «Двенадцать» кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект, - пишет в своих воспоминаниях в том же сборнике Корней Чуковский. - Блок слушал, как всегда, не меняя лица, по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь:
- Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы конец был иной... Но чем ближе я вглядывался, тем явственнее я видел Христа.
Гумилёв смотрел на него со своей обычной надменностью: сам он был хозяином и даже командиром своих вдохновений и не любил, когда поэты ощущали себя безвольными жертвами собственной лирики. Но мне признание Блока казалось бесценным: поэт до такой степени был не властен в своём даровании, что сам удивлялся тому, что у него написалось, но чувствовал, что написанное им есть высшая правда, не зависящая от желаний, и уважал эту правду больше, чем свои личные вкусы и верования».
Встретивший с оптимизмом Октябрьскую революцию 1917 года, Блок поначалу возлагал большие надежды на большевиков. И даже попытался быть им полезным. С 1919 по 1929 год Александр Александрович занимал должность председателя режиссерского управления Большого драматического театра, став, по сути, его художественным руководителем. Как публицист пытался осмыслить причины и уроки Октября. В фонде Президентской библиотеки хранятся электронные копии работ Блока «О любви, поэзии и государственной службе» (1920) и «Последние дни императорской власти» (1921), в которой он высказывал своё отношение к происходящему: «На исходе 1916 года все члены государственного тела России были поражены болезнью, которая уже не могла ни пройти сама, ни быть излеченной обыкновенными средствами, но требовала сложной и опасной операции. Так понимали в то время положение все люди, обладавшие государственным смыслом; ни у кого не могло быть сомнения в необходимости операции; спорили только о том, какую степень потрясения она способна принести России».
В театре на Фонтанке Блок занимался подбором репертуара, просиживал долгие часы на репетициях и говорил вступительное слово перед спектаклями, поскольку рабоче-солдатская аудитория нуждалась в таких пояснениях. Он пришел в БДТ со своими представлениями о революционном театре, основанном преимущественно на классике, а не сиюминутных поделках драматургов-конъюнктурщиков: «мы требуем Шекспира и Гёте, Софокла и Мольера, великих слез и великого смеха - не в гомеопатических дозах, а в настоящих».  Мечтал Блок также о поэтическом театре, как высоком, так и «раёшном», по-умному развлекательном. Однако все попытки поставить на «родной» сцене написанные им пьесы, в том числе знаменитый «Балаганчик», провалились. Впрочем, ему было известно о «сопротивлении материала» при переносе на сцену стихотворных произведений великих Пушкина и Гейне. «Театр не благоприятен для Поэта, и Поэт не благоприятен для театра», - констатировал Генрих Гейне. Блок выразился мягче: «Театр – это нежное чудовище»…
Однако укрыться в театре от бурь и потрясений революции не удалось. Не продекларированные, а реальные действия большевиков настолько шли вразрез с тем, что они обещали, что осознать и принять новую власть оказалось выше сил поэта, физических и моральных. Поэт не мог не прийти в отчаяние от собственного самообмана, он начал сильно болеть. Блок скончался от болезни сердца 7 августа 1921 года в своей квартире на Пряжке.
В «блоковской» подборке Президентской библиотеки можно также ознакомиться с книгой «Александр Блок. Андрей Белый» (1919) издательства «Алконост», с брошюрой «Памяти А. Блока» (1922), альбомом Поэзия Александра Блока в фотографиях Юрия Пантелеева: [комплект открыток] (2006), авторефератом диссертации на тему «Цветосюжет в лирике А. Блока» (2015) и другими, не менее интересными изданиями.
 
Обновлено 22.11.2019 13:55