«Мальмкрог» Кристи Пую на Санкт-Петербургском кинофестивале "Послание к человеку"

12.11.2020 20:57 Юрий Довнар
Печать
фото: А.Сорокин
По-разному можно относиться к тем, кто любит пересказывать содержание того или иного фильма людям, не смотревшим его, равно как и к самому пересказу.
Лучше, конечно, посмотреть его собственными глазами и получить собственное впечатление от увиденного. И, тем не менее, я позволю себе «прокомментировать» один из 73-х фестивальных, отобранных жюри фильмов. Надо заметить, что  всего было прислано около 3000 документальных и полнометражных художественных фильмов из 99-ти стран мира. Цифра впечатляющая и вполне понятно, что за шесть фестивальных дней «отсмотреть» все эти фильмы чисто физически не представлялось возможным. Поэтому я поделюсь впечатлениями, которые я получил от просмотра одного из увиденных мною фильмов. Это полнометражная картина румынского режиссёра Кристи Пую «Мальмкрог». 
  В основу её положены «Три разговора» русского мыслителя и философа Владимира Соловьёва. 
  Николай, крупный землевладелец и космополит, приглашает друзей пожить в своём обширном поместье. Гости, среди которых политик, молодая графиня и русский генерал с женой проводят время за обильными трапезами, светскими играми и долгими философскими рассуждениями о смерти и Антихристе, о прогрессе и этике. По мере развития дискуссии каждый делится своим видением мира, истории и религии. Проходят часы, разговор накаляется, темы становятся всё серьёзнее, а разница культур и точек зрения — всё очевиднее. Разряжает обстановку террористическое нападение на поместье, возможно, какой-то революционной группировки (события происходят в конце XIX века), как бы напоминающей присутствующим гостям сменить тему праздных разговоров и, быть может, даже перейти к каким-либо действиям. Но всё, что предпринимают герои фильма, так это переодеваются в вечерние туалеты и спускаются в гостиную к ужину, где их ждёт сервированный стол и такая же обильная трапеза. И как ни в чём не бывало, продолжаются философские и мировоззренческие разговоры, вряд ли могущие изменить бурно надвигающиеся судьбоносные изменения в обществах многих европейских стран. Ничего не может нарушить алгоритм поведения этих четверых интеллигентов, даже угроза их жизни. 
  В этой режиссёрской концепции просматривается аллюзия на российскую действительность того времени, я бы даже сказал, смысл чеховских пьес, в которых пустые разговоры интеллигенции и ничегонеделание привели к большевистскому перевороту, а последняя закончила свои дни во французских ночлежках либо в сталинских лагерях. Возможно, я ошибаюсь, но фильм стоит того, чтобы увидеть его и сделать подобного рода заключение. А может быть какое-либо иное.
  Нельзя обойти стороной и ретроспективу показа фильмов Федерико Феллини. Такие шедевры, как «Сатирикон» и «Казанова» не требуют не то что пересказа или комментария — их просто надо смотреть, чтобы получить удовольствие и свою точку зрения на содержание этих фильмов. Третий из них, документальный полнометражный «Феллини и духи» режиссёра Ансельмы дель Олло, интересен сам по себе, но мне показалось, что отрывки из его фильмов гораздо сильнее интервью и документальных кадров, вмонтированных в ленту. Но это так, всего лишь точка зрения.
  Итак, удачных Вам просмотров фестивальных фильмов, которые в скором времени должны выйти в прокат!
 
Юрий Довнар
Обновлено 15.11.2020 00:15