Фильмы в Президентской библиотеке

01.02.2023 19:06 А.Сорокин
Печать

На днях в киноклубе Президентской библиотеки состоялся демонстрация 2 фильмов Павла Гладунова «Поезд в вечность» и «Памяти героических защитников острова Сухо», приуроченных к 80 летней годовщины прорыва блокады Ленинграда и Дню полного освобождения города от фашистской блокады.
Хронометраж этих фильмов составляет один час. Такие мероприятия всегда важны для памяти о героическом противостоянии красноармейцев, краснофлотцев и простых жителей города с жесточайшей армией всех времён и народов. В конце 1942 года фашисты уже отпечатали пригласительные билеты с приглашением глав всех союзников на праздники по поводу захвата Ленинграда. Они уже готовили помпезные тосты для ресторана Астория, где планировали наслаждаться императорской роскошью, облизывались, предвкушая испробовать форель белозерскую в шампанском соусе, настоящий салат Оливье, цыплят фаршированных с трюфелями, а также, несомненно, планировали военные парады по Дворцовой площади. Но защитники Ленинграда не дали возможность реализоваться гнусным планам Гитлера, город выстоял, город дал отпор врагу и, несмотря на все усилия коварного врага, нога его так и не ступила на землю нашего города. Вначале гитлеровское командование планировала блокаду города и быструю капитуляцию его, но когда они поняли, что все кто защищал Ленинград и те, кто жил в осажденном городе будут бороться до конца - решили уничтожать всех, в том числе и детей. Впрочем, у фашистов никогда не существовало жалости ни к кому независимо от возраста, профессии и вероисповедания.
Темой фильма   «Поезд в вечность» режиссера Павла Гладунова показанного в библиотеке стала страшная трагедия, произошедшая 14 октября 1941 года на железнодорожной станции города Тихвина. Это событие не освещено достаточно хорошо в исторических исследованиях. Гибель более 2000 человек, в том числе детей, стало большой трагедией для всех. Эшелоны с начала блокады Ленинграда 8 сентября 1941 года вывозили раненных солдат и моряков, эвакуированных женщин и детей, скорбный их скарб для существования на первое время. На путях стояли вагоны с продуктами, вооружением для защиты от врага, цистерны с керосином, бензином, нефтью. Тихвин являлся, да и сейчас является, мощным сортировочным узлом железной дороги через который с юго-востока поступали так нужные продукты, вооружение, ГСМ. Ничто не предвещало горя. По военной конвенции 1929 году, запрещавшей, в частности, добивать раненых, истреблять и сжигать заживо тяжелораненых, расстреливать инвалидов войны и медицинский персонал, а вагоны и суда, с нанесёнными красными крестами, не имели права бомбить и уничтожать.
Летчики Люфтваффе, наверняка, хорошо видели красные кресты, но выбрали для своих целей безоружных, раненных и эвакуированных людей. Бомбежка проходила несколько часов, все вокруг заполыхало, начались спонтанные взрывы боеприпасов, цистерн с горючкой. Страшно даже представить этот ад. Все кто мог двигаться ринулись к выходу вокзала, некоторые задохнулись или были в этой панике задавлены. Центральная дорога, ведущая в центр Тихвина превратилась из-за ползущих раненных в «живую» колышущую и стонущую массу несчастных детей и взрослых. До сих пор не известно точное число погибших.
Документальный фильм «Дорога в вечность» пока единственный, рассказывающий об этой страшной трагедии. Тема, без сомнения, очень важная в понимании полной картины жестокости немецких палачей и восстановления полной ясности в античеловеческой сути фашизма. Должны быть открыты архивы к документам того времени, что бы все погибшие были установлены и нашли свое упокоение на кладбище для родных и близких, чтобы можно было прийти поставить свечку и помолится за души невинно убиенных.
На мой взгля в свою очередь есть некоторые непростительные недостатки. После просмотра, на обсуждении фильма, я сказал,  слова мальчика – современника бомбежки, который охарактеризовал «живую» дорогу как «жаренные бараны» и приведённую режиссёром как допустимую этическую норму я отверг. К сожалению, он сказал, что это дело вкуса. Вкус подвел режиссёра, такие промахи недопустимы. Мне также показалось, что диктор А. Белов с хорошим голосом, прочитавший закадровый текст фильма не был подготовлен должным образом режиссером, поэтому прочтение оказалось неэмоциональным, нерельефным, равнодушным. Звуко-шумовое сопровождение, на мой взгляд, также не достаточно проработано и требует другого более творческого, более сокровенного подхода. Не нашёл в титрах звукооформителя.
Понятно, что наверняка отсутствуют реальные документальные кинокадры этого события, поэтому тем более надо аккуратнее отбирать исторический киноматериал. Всем известные хрестоматийные кинокадры 1939 года посадки испанских детей-сирот на советское судно перед отправкой в СССР, родители, которых погибли на гражданской войне в Испании, показаны как иллюстрация к фильму. Это не верно.
В 2016 году, к 75 годовщине трагедии на привокзальной площади Тихвина был установлен памятник ленинградским детям, погибшим во время эвакуации в октябре 1941 года. На панно из мозаики изображена скорбящая женщина на фоне ярко красного горящего вокзала, а рядом, на рельсах упавшая детская игрушка - плюшевый медвежонок. Хороший образ скульптора, предложенный режиссеру, но не обыгранный им. На мой взгляд, над фильмом можно было бы еще поработать, сделать его образным, проникновенным, духовным.
Второй фильм Павла Гладунова «Памяти героических защитников острова Сухо» был более цельным и законченным. Идея и задача фильма четко определены и решены. Как сказал режиссёр, он хотел бы сделать более расширенную версию данной темы.
Необходимо также сказать, что эти два фильма созданы по инициативе и на средства Благотворительного фонда имени Г. М. Погосяна. Основателем фонда является почётный меценат Санкт-Петербурга Грачьи Погосян, работа которого по увековечиванию исторической памяти - хороший пример для многих наших олигархов. За годы благотворительной деятельности он успел реализовать более 300 проектов, направленных на сохранение исторического наследия и передачу памяти следующим поколениям.
И последнее, определенно в обоих  фильмах перебор с видеорядом показа торжественных выступлений официальных и полуофициальных лиц. Высшая форма благотворительности – анонимность.