Россия и Италия возобновили совместный проект

23.10.2012 22:26 Коммерпсант
Печать

 Российско-итальянский проект создания малой неатомной подводной лодки S 1000, буксовавший последние четыре года, сдвинулся с мертвой точки, как пишет "Ъ".

Ради удешевления проекта Россия готова отказаться от оснащения $1000 дорогостоящим российским вооружением и сократить объем поставок отечественного оборудования. К продвижению подлодки нового поколения на рынках третих стран может подключиться ОАО «Рособоронэкспорт». В качестве потенциальных заказчиков называется ряд африканских стран, в частности, ЮАР и Египет.

О том, что проект создания малой неатомной подлодки (НАПЛ) S1000 вновь становится актуальным: в начале октября в Италии прошло заседание межправительственной комиссии по вооружению, в рамках которого обсуждалась возможность запуска этого проекта. В совместном протоколе зафиксирован ряд конкретных мер по продвижению S1000 на рынках третьих стран. Так, в целях удешевления конечной продукции сторонами была достигнута договоренность изменить соотношение комплектующих итальянского и российского производства в пропорции 80:20 (ранее предполагалось, что это соотношение будет 50:50). Одна из главных статей сокращения расходов—отказ до оснащения НАПЛ проекта S1000 дорогостоящим российским вооружением, Напомним, что ранее предполагалось оснастить подводки S1000 универсальными телеуправляемыми торпедами Black Shark (совместная итало-французская разработка) и крылатыми ракетами с подводным стартом российского комплекса С1uЬ, способными уничтожать морские и наземные цели на большой дальности. «Упрощение проекта в связи со снятием комплекса Club автоматически влечет за собой отказ от прилагающихся к нему систем управ­ления и ряда, радиоэлектронных систем. Также минусуются расходы на транспор­тировку этих систем в Италию и их растаможку»". Совместный проект по разработке ма­лой НАПЛ был начат Fincantieri, круп­нейшим судостроительным холдингом Италии, и ЦКБ МТ. «Рубин» в рамках контракта, подписанного в 2004 году «Рособоронэкспортом» с итальянской стороной. Работы велись по техническому заданию и при финансировании военно-морских сил Италии. Концептуальное проектирование было завершено в 2008 году, но дальше проект не пошел из-за проблем с финансированием. Предпола­галось, что производство НАПЛ проекта S 1000 будет налажено на судостроитель­ных заводах Fincantieri. При этом лодка S 1000 не предназначена для ВМС России

и Италии и будет предлагаться только третьим странам. В случае получения за­каза, срок разработки технической доку­ментации и постройки головной лодки составит 48 месяцев.

СПРАВКА: НАПЛ проекта S1000 рассчитана на эксплуатацию в тропических условиях, среди островов, главным образом на мелководье. В основе концепции—вы­сокая боевая эффективность, проста в эксплуатации и невысокая стоимость. Экипаж лодки -16 человек (плюс 6 бойцов спецподразделений). Дли­на —56,2 м, водоизмещение в подводном положении – около 1100 тонн, максимальная глубина погружения свыше 250 м, максимальная скорость свыше более 14 узлов.

К продвижению подлодки проекта S 1000 на рынках третьих стран может быть привлечён «Рособоронэкспорт». Это связано с тем. Что «для потенциальных инозаказчиков одним из ключевых факторов является репутация проектанта, а у итальянцев недостаточно наработок для продвижения такой продукции. До сих пор маркетинг подлодки проекта S 1000 на рынках третьих стран считался исключительной прерогативой итальянской стороны. Ожидается, что Fincantieri проведёт презентацию проекта 1000 в рамках открывшегося международного военно-морского салона Euronaval-2012.

«Рособоронэкспорт» уже начал пред­лагать НАПЛ проекта S 1000 потенциаль­ным инозаказчикам. Ряд таких' встреч состоялся в середине сентября в рамках оружейной выставки в южноафриканской Претории с участи­ем замглавы (Рособоронэкспорта» Алек­сандра Михеева. Помимо ЮАР в качестве потенциального заказчика НАПЛ проек­та S 1000 также рассматривается Египет. «С Египтом история сложнее: эта страна крайне зависима от финансовой помощи США и нашу технику в госледнее время берет неохотно. Но формально лодка S 1000 — продукт итальянского ВПК Возможно, этот факт сыграет свою роль при ее про­движении на сложных для нас рын­ках».

Ежегодный объем военной, помощи Египту со стороны США составляет ми­нимум $1-5 млрд, большая часть которой идет на закупку американской военной техники, подсчитал замдиректора Цент­ра анализа стратегий и технологий Конс­тантин Макиенко. «Реализация совместных проектов с западными странами в сфере ВТС в принципе — очень пра­вильная маркетинговая схема, позволя­ющая открывать рынки третьих стран, ранее для нас недоступные. Если с помо­щью Италии удастся заполучить Египет, появляется неплохой шанс проникнуть и в ОАЭ. Кроме того, у итальянцев очень сильные Позиции в Ираке»,— отметил эксперт.

 

                     

Обновлено 11.07.2013 20:07