Концепция судоходной политики российских судовладельцев в условиях долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и государственной транспортной политики России на период до 2030 года

08.06.2012 18:42 Администратор
Печать
        
         
   Общие положения.
1.  Необходимость разработки Концепции определяется Уставом Союза российских судовладельцев согласно ст. 2 п. 2.2.
2. Концепция судоходной политики российских судовладельцев определяет основные долгосрочные цели, задачи, принципы, направления коммерческой
деятельности российских судоходных компаний – членов Союза российских судовладельцев (СОРОСС) по их реализации с учетом основных положений
Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной Правительством России, Морской доктрины Российской Федерации
на период до 2020 г., утвержденной Президентом Российской Федерации, Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 г.,
утвержденной Правительством Российской Федерации, ФЦП «Морской транспорт» на 2010-2015 гг., Концепции судоходной политики Российской Федерации,
одобренной на заседании Правительства Российской Федерации в 2000 г.
 3. Действие положений Концепции судоходной политики судовладельцев распространяется на деятельность российских судоходных компаний – членов Союза российских судовладельцев. Для российских судовладельцев Концепция является инструментом содействия развитию рыночных отношений в российском судоходстве, повышению его конкурентоспособности на мировом фрахтовом рынке, взаимодействия с государственными федеральными органами власти, субъектами Российской Федерации по решению морских проблем в интересах национального судоходного бизнеса, выполнению положений, индикаторов государственной национальной морской политики.
4. Концепция предусматривает реализацию ее положений на основе действующего международного права и национального законодательства, а также необходимости создания новых нормативных правовых актов, направленных на совершенствование действующего законодательства.
5. Координация деятельности судоходных компаний по исполнению положений Концепции осуществляется Союзом российских судовладельцев. Главные особенности состояния российского морского флота на современном этапе развития мирового судоходства. Главная позитивная особенность состояния российского морского флота, контролируемого российскими судоходными компаниями – членами СОРОССа на современном этапе, заключается в активизации его развития на основе строительства нового флота, в т.ч. для перевозки отдельных групп грузов (углеводороды). В результате наблюдается общий рост перевозок контролируемым судоходными компаниями флотом, в т.ч. по углеводородам.
Создаются условия по развитию судоходства в Арктике.
В то же время, как показывает анализ, существующие темпы развития флота судоходных компаний недостаточны, в связи с чем состояние морского флота российских судовладельцев – членов СОРОССа продолжает характеризоваться рядом негативных тенденций: сокращение количества судов под российским флагом, их общего дедвейта и увеличение возраста судов.
На 01.01.2011 наличие судов под российским флагом в общем количестве контролируемого флота российскими судоходными компаниями – членами СОРОССа составляет по дедвейту 11,5%, т.е. в составе флота членов СОРОССа доля флота под иностранным флагом составляет 88,5%. При указанной структуре флота не обеспечивается национальная безопасность в сфере морских перевозок. Согласно одобренному Морской коллегией при Правительстве России Перечню показателей состояния национальной безопасности в области морской деятельности последний как доля перевозок национальных внешнеторговых и транзитных грузов российскими судоходными компаниями на судах под российским флагом составляет всего лишь 5-6%. При данном положении на внутреннем рынке транспортных услуг в области морских перевозок преобладает их импорт. Национальная внешняя торговля находится в полной его зависимости, теряя при этом дополнительные валютные поступления за счет транспортной составляющей в цене товара. Наличие отмеченных тенденций сопряжено с дефицитом средств отечественной банковской системы для масштабного (прорывного) строительства флота. Негативно сказывается медлительность создания нормативной правовой базы, способствующей развитию отечественного судостроения и судоходства, повышению его конкурентоспособности. В результате мощности отечественного судостроения наращиваются крайне медленно. Предоставление долгосрочных кредитов на более привлекательных условиях иностранные банки обуславливают необходимостью строительства судов на иностранных верфях с последующей эксплуатацией под одним из рекомендованных иностранных флагов.
Основные цели, задачи, принципы судоходной политики российских судовладельцев.
Цели
Миссией судоходных компаний – членов Союза российских судовладельцев является обеспечение коммерчески привлекательной и безопасной перевозки грузов судами, контролируемыми национальными морскими перевозчиками (судоходными компаниями), на мировом фрахтовом рынке и внутри страны между морскими портами России. Главными целями судоходной политики российских судовладельцев являются:
1. Достижение максимальной эффективности работы флота, оперируемого российскими судоходными компаниями, обеспечивающей:
-         экономическую независимость и национальную безопасность Российской Федерации в сфере морских перевозок;
-         соблюдение национальных интересов Российской Федерации в вопросах освоения Арктики, в том числе в отношении Северного морского пути;
-         конкурентоспособность флота, работающего под российским флагом, на мировом фрахтовом рынке и при осуществлении каботажных перевозок;
-         получение доходов, позволяющих осуществлять расширенное воспроизводство основных фондов и развитие судоходных компаний;
-         уровень социальной защищенности работников не ниже, чем в ведущих иностранных судоходных компаниях;
-         повышение престижности морских профессий, сохранение имеемого кадрового состава и качественную подготовку новых кадров для морского флота.
2. Сокращение транспортных издержек, увеличение объемов внешней торговли и транзитных перевозок через территорию России.
3. Укрепление деловых связей с российскими грузовладельцами и грузоотправителями, судостроительными и судоремонтными предприятиями.
Основные задачи
Для достижения указанных целей предполагается решение следующих задач:
-         создание условий для нормального функционирования и развития российских судоходных компаний на основе формирования нормативной правовой базы в сфере морской деятельности, соответствующей нормам международного права, интересам отечественного судоходства, положениям национальной морской политики;
-         пополнение транспортного флота судоходных компаний конкурентоспособными судами, широко используя с этой целью программы инновационного развития предприятий, модернизационные мероприятия;
-         привлечение финансовых средств российской банковской системы для активизации строительства флота на предприятиях отечественного судостроения;
-         выполнение положений, индикаторов Стратегии развития морской деятельности, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. в сфере морских перевозок, включая увеличение перевозок внешнеторговых грузов судами под российским флагом с 6 до 40%, обеспечивающее национальную безопасность страны в области морской деятельности;
-         развитие судоходства в Арктике, включая обновление ледокольного флота, в первую очередь атомного;
-         совершенствование таможенного и налогового регулирования, а также регулирование трудовых отношений на морском транспорте как инструментов содействия повышению конкурентоспособности флота, сокращению расходов;
-         повышение конкурентоспособности Российского международного реестра судов;
-         обеспечение повышения уровня безопасности мореплавания, охраны труда, защиты окружающей среды от негативных последствий морской деятельности;
-         формирование в рамках СОРОССа консолидированной комплексной программы осуществления международной деятельности в сфере морских перевозок и обеспечение в рамках СОРОССа ее реализации;
-         оптимизация деятельности судоходных компаний, включая совершенствование менеджмента, сокращение расходов, повышение эффективности использования флота, другие мероприятия.
Основные принципы
Основополагающими для решения обозначенных задач судоходной политики российских судовладельцев являются следующие принципы:
-         приоритетность интересов национальной экономики и положений государственной морской политики Российской Федерации при формировании взаимодействия государственных органов власти с российскими судоходными компаниями на основе партнерских отношений;
-         осуществление коммерческой деятельности судоходных компаний на основе рыночных принципов развития судоходства с соблюдением норм международного морского права и требований российского законодательства;
-         обеспечение гарантии государственной защиты российских судовладельцев, работающих на мировом фрахтовом рынке, от дискриминации со стороны морских администраций иностранных государств, а также защиты российских моряков от пиратских нападений;
-         активное взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по вопросам формирования государственной политики в области морского транспорта, долгосрочного планирования развития морского транспорта, формирования нормативной правовой базы, международного сотрудничества;
-         содействие государственных органов власти обеспечению для российских судоходных компаний условий деятельности, соответствующих международной практике, сохраняя при этом на территории России равные условия деятельности с нерезидентами;
-         развитие сотрудничества российских судоходных компаний с зарубежными организациями по вопросам формирования международного права, развития судоходства, поддерживая при этом в международном сотрудничестве принцип равноправия, взаимной выгоды;
-         поддержка государства в решении задач, направленных на повышение конкурентоспособности флота, его развитие, участие в обеспечении перевозок национальной внешней торговли;
-         использование академического и отраслевого научного потенциала для достижения максимальной эффективности работы компаний как в краткосрочной, так и в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Приоритетные направления решения задач, стоящих перед российскими судовладельцами в предстоящем долгосрочном периоде до 2030 г.
Резюмируя обозначенные в Концепции цели и задачи, российские судовладельцы считают, что их достижение возможно при получении положительных результатов по следующим
приоритетным направлениям:
-         приведение национальной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность российских морских судоходных компаний, включая таможенное, налоговое, трудовое и иное регулирование, в соответствие с нормами международного морского права, что должно обеспечить конкурентоспособность судов под российским флагом при работе на мировом фрахтовом рынке. Для этого в том числе необходимо предложить Минтрансу России разработать и утвердить для реализации в транспортном комплексе Российской Федерации программу повышения конкурентоспособности российских перевозчиков в целом по комплексу и по видам транспорта;
-         обеспечение национальной безопасности в области морских перевозок. С этой целью предложить Минтрансу России разработать с участием заинтересованных министерств, ведомств, организаций бизнеса, включая грузовладельцев, комплексную программу по увеличению доли перевозок внешнеторговых и транзитных грузов судами под российским флагом с 6 до 40% в 2030 г. согласно положению, утвержденному Правительством РФ в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., предусмотрев в ней подпрограмму по повышению конкурентоспособности российских морских перевозчиков;
-         проведение регулярных всероссийских совещаний основных грузовладельцев и судоходного бизнеса, государственных органов власти с целью выработки общей позиции и соответствующих мероприятий по вопросу осуществления приоритетного участия в перевозках внешнеторговых грузов российской внешней торговли российских морских перевозчиков и обеспечения выполнения показателя национальной безопасности в сфере морских перевозок – доля перевозок внешнеторговых и транзитных грузов судами под российским флагом, утвержденного Правительством России в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. на уровне 40% вместо 6% в настоящее время;
-         подготовка предложений для представления в Правительство России по ограничению иностранного перевозчика с учетом интересов государства (по военным грузам; в рамках выполнения соглашений о разделе продукции; ведение промышленной сборки на территории РФ) в целях расширения доступа российских судоходных компаний к отечественной грузовой базе;
-         введение системы постоянного мониторинга по вопросам повышения безопасности мореплавания, охраны труда, защиты окружающей среды от негативных последствий морской деятельности с целью своевременного принятия соответствующих корректирующих ситуацию мер;
-         осуществление модернизации и обновления флота судоходных компаний с учетом мер государственной поддержки российских судоходных, судостроительных и судоремонтных предприятий, осуществляемой в целях соблюдения национальных интересов Российской Федерации.
В этих целях российские судовладельцы считают законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства» важнейшим механизмом этой системы. Его положения создадут условия для наращивания производственного потенциала отечественного судостроения и соответственно увеличения строительства судов для российских судоходных компаний, что принципиально важно;
-         создание условий для привлечения финансовых средств российской банковской системы для активизации строительства флота на предприятиях отечественного судостроения. При активизации системы финансирования российскими банками возможен некоторый прорыв в росте флота под российским флагом;
-         повышение роли и привлекательности Российского международного реестра судов. Массовое поступление судов с их регистрацией в Российском международном реестре будет способствовать ускоренному увеличению наличия флота под российским флагом, что в свою очередь обеспечит рост перевозок этой группой судов грузов национальной внешней торговли;
-         введение в целях обеспечения государственных интересов Российской Федерации и в соответствии с распространенной мировой практикой ограничений в отношении доступа к отечественной грузовой базе иностранных перевозчиков при сохранении принципов свободного предпринимательства;
-         консолидация усилий государства и представителей судоходного и связанного с морским судоходством бизнеса в части развития судоходства и транспортных технологий в Арктике, в частности на трассе Северного морского пути;
-         принятие срочных мер государственного регулирования по сохранению и подготовке кадров для морского флота, по совершенствованию системы отраслевого образования, повышению уровня профессиональной подготовки специалистов с учетом международных требований.

 

 

 

 

 

Обновлено 09.06.2021 16:25