Эсминцы (эскадренные миноносцы): становой хребет современных флотов

18.02.2013 12:25 rus.ruvr.ru
Печать

 

эсминец Современный

эсминец «Современный»
© Фото: ru.wikipedia.org/US Navy photo
В России продолжается разработка эсминца нового поколения. Серийное строительство таких кораблей – необходимое условие создания океанского флота, способного выполнять задачи вдали от побережья.
Сегодня корабли этого класса стали основой боевой мощи многих флотов и по своим возможностям, скорее, могут называться крейсерами.
Кто станет наследником "Современных"?
Последними эсминцами, которые были созданы в СССР, стали корабли проекта 956, по имени головного известные как эсминцы типа «Современный» (в России эсминцы традиционно именовались именами прилагательными). Головной «Современный» был заложен в марте 1976 года и вошел в строй в 1980-м. 16-й и последний эсминец этого типа, построенный для ВМФ России, – «Бесстрашный», ныне носящий имя «Адмирал Ушаков», вошел в строй в 1993 году. Еще четыре корабля проекта 956 в 1999-2006 годах были достроены по заказу ВМС Китая.
Корабли этого типа хвалят за хорошие ходовые качества и ударные возможности, однако некоторые недостатки проекта привели к довольно быстрому списанию основной массы эсминцев этого типа в постсоветское время. Ахиллесовой пятой стала морально устаревшая к моменту создания этих кораблей котлотурбинная энергетическая установка, менее экономичная и надежная, чем газотурбинная на строившихся одновременно больших противолодочных кораблях проекта 1155 «Удалой». Кроме того, не лучшим образом оцениваются возможности противолодочной и противовоздушной обороны эсминца.
В результате сегодня в строю находятся лишь три «Современных» из 16 построенных. Еще два корабля находятся на ремонте и четыре – на консервации, ждут решения своей судьбы. Для сравнения, из двенадцати БПК проекта 1155 в строю осталось восемь кораблей.
Недостатки эсминцев проекта 956 были очевидны уже в СССР, где в итоге был спроектирован и заложен корабль проекта 1155.1, который должен был объединить надежную энергетику и противолодочные возможности БПК проекта «Удалых» с ударными возможностями «Современных». К сожалению, построен был лишь один такой корабль – «Адмирал Чабаненко», признанный одним из лучших кораблей ВМФ России. Заложенный в феврале 1989 и спущенный на воду в декабре 1992 года, он вошел в строй лишь в 1999-м – постсоветские реалии не способствовали быстрой достройке и испытаниям боевых кораблей.
«Чабаненко», впрочем, тоже не был идеалом – к моменту его ввода в строй в США сдали уже почти три десятка эсминцев типа «Эрли Берк» (Arleigh Burke), определивших де-факто стандарт кораблей этого класса на сегодня. Главным козырем «Берков» (и более крупных крейсеров типа «Тикондерога») стала многофункциональная боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Иджис» (Aegis), которая в сочетании с установкой вертикального пуска Mk 41 сделала эти корабли универсальными бойцами.
В установке Mk 41 можно размещать практически всю номенклатуру противокорабельных и зенитных ракет, а также противолодочных ракето-торпед, состоящих на вооружении ВМС США. «Чабаненко», как и его предшественники проекта 1155, также имел установку вертикального пуска (УВП), но она может использоваться лишь для пуска зенитных ракет средней дальности 9М330 комплекса «Кинжал». Кроме того, отечественный флот не располагал БИУС с возможностями «Иджис».
Исходные требования
Таким образом, базовые требования к «эсминцу будущего» определились: наличие многофункциональной БИУС, обеспечивающей слежение, целеуказание и поражение целей на поверхности, под водой, в воздухе и на суше, а также управление как отдельным кораблем, так и целым соединением, включая летательные аппараты различных классов, и установки вертикального пуска с широкой номенклатурой применяемых боеприпасов.
Специфические требования ВМФ России в итоге потребовали создания двух типов УВП – универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК) и меньшей по массе и размерам УВП для зенитно-ракетного комплекса «Редут». Обе установки могут использовать различные типы ракет – в УКСК загружаются противокорабельные ракеты «Оникс», а также вся номенклатура ракет комплекса «Калибр» - от стратегических крылатых ракет до противолодочных ракето-торпед.
Один модуль УКСК вмещает 8 ракет. В модуль пусковой установки «Редута» можно загружать четыре зенитные ракеты средней дальности (до 150 км) 9М96Е и 16 – малой (до 15 км) – 9М100. Ракеты малой дальности размещаются в контейнерах по 4 штуки в одной ячейке. Так, например, российский корвет «Сообразительный», имеющий три модуля «Редут» по 4 ячейки в каждом, может нести 12 ракет средней дальности или 48 ракет малой дальности, либо их различное сочетание.
Одновременно с вооружением создавалась и новая система управления: сегодня российский флот постепенно переходит на «Сигму» - универсальную БИУС, единую для всех надводных боевых кораблей нового поколения и имеющую лишь небольшие различия в зависимости от класса и вооружения конкретного корабля.
«Сигма» в своем первом варианте была испытана на фрегате «Неустрашимый» постройки 90-х годов. Ее усовершенствованная версия пошла на корветы типа «Стерегущий» - как уже вошедшие в состав флота, так и строящиеся для ВМФ России сегодня. Свою «Сигму» получают фрегаты нового поколения, и она же в очередной обновленной версии станет «электронным мозгом» для новых эсминцев.
Финансовые ограничения боевых возможностей
Вопрос, который сегодня предстоит решить, – как будут соотноситься возможности эсминца и его цена. Детальной информации о проекте пока нет. Судя по всему, речь идет о трех возможных вариантах. Первый – корабль водоизмещением в 9000 тонн с газотурбинной энергетической установкой, 130-мм артиллерией, вооруженный, предположительно, четырьмя модулями УКСК (до 32 ракет суммарно). ПВО корабля будет обеспечено 16 модулями ЗРК «Редут» (до 4 ракет средней дальности или до 16 ракет малой дальности в каждом модуле, т.е. от 64 до 144 зенитных ракет суммарно в различном сочетании).
Более мощным, но и более дорогим является 12000-тонный вариант эсминца, который, предположительно, может быть оснащен 152-мм артиллерией и будет нести значительно больший «ракетный арсенал». Третий вариант эсминца при размерах, боевых возможностях, примерно аналогичных второму, будет отличаться атомной энергетикой – не исключено, что в таком водоизмещении она будет экономичнее газовых турбин по стоимости жизненного цикла.
Какой из трех вариантов будет выбран, сказать сложно. Стоимость подобного корабля в серии составит, опять же предположительно, 40-60 миллиардов рублей, и, по-хорошему, ВМФ России нуждается как минимум в 12-16 подобных боевых единицах, способных при поддержке фрегатов и корветов стать основой морской мощи России на Севере и Дальнем Востоке. Получив и освоив достаточное количество ракетных кораблей от корветов до эсминцев, флот, помимо всего прочего, будет готов к формированию постоянно действующих соединений, «ядром» которых могут стать модернизированные атомные ракетные крейсера, универсальные десантные корабли, а в перспективе – и авианосцы.
Проект перспективного эсминца для ВМФ России должен быть защищен в 2014 году, и с учетом отработанности основных элементов оборудования и вооружения работы по головному корпусу могут начаться уже в 2015-2016 годах. Ждать осталось недолго.
Обновлено 26.03.2013 18:49