![](http://www.prlib.ru/PublishingImages/events/events_2016_4a.jpg)
Фильм Александра Сорокина подробно исследует, как, жертвуя своими жизнями, экипаж «Ижоры» спас конвои «PQ-12», шедший к нам из Исландии с грузом вооружения для Сталинградской битвы, и «QP-8» – из Архангельска с грузом сырья (платой за предоставленное нам вооружение). Практически с первых же кадров становится понятно, что автором картины проведена большая архивная работа, включающая изучение дневников эсминцев немецкой эскадры, собрана уникальная документальная кинохроника, сделавшая картину убедительной и живой.
«Для меня этот фильм очень родной, – признался зрителям его автор Александр Сорокин. – Все события последнего дня “Ижоры” прошли через сердце. Ну представьте, на агонизирующий русский транспорт, против которого были использованы торпеды и глубинные бомбы, продолжали сыпаться снаряды и мины. Однако оглушённый ожесточённым обстрелом сухогруз не тонул… В зрелище поверженного, но остающегося на плаву судна проступал некий знак судьбы, и он перечёркивал заданный Гитлером курс: “Северный регион – зона судьбы”».
И только в 18:13 свинцовые воды Баренцева моря поглотили судно. По радиосвязи прошло сообщение на русском и немецком языках: «В живых не осталось никого».
Однако это было не так. Долгие годы никто не знал, что в живых остался старпом сухогруза Николай Адаев, впоследствии принявший мученическую смерть в фашистском плену как участник подполья. Он просил рассказать о подвиге «Ижоры» своего товарища по лагерю Льва Некипелова, дожившего до Победы, но слова бывшего лагерника не были услышаны, ведь вернувшимся из плена фронтовикам тогда мало кто доверял. Не знала о судьбе Николая Адаева и его семья, о чем участникам киноклуба рассказали его внучка и правнучка – Светлана и Елена.
Новым неопровержимым свидетельством подвига советских моряков стала книга германского исследователя Норберта Клапдора, в которую вошли снимки и воспоминания непосредственного участника этого боя – Йоргена Брунка, артиллерийского офицера эсминца «Фридрих Инн», на борт которого и подняли полузамерзшего Николая Адаева. В книге автор указал, что впервые о подвиге «Ижоры» написал Валентин Пикуль в своём знаменитом романе «Реквием каравану PQ-17», завещая всем: «Помните, люди, эту “Ижору”!». Норберт Клапдор приезжал в Петербург, продолжая собирать все новые и новые свидетельства из биографии лесовоза «Ижора», знакомился с нашими исследователями темы полярных конвоев.
Не случайно на заседании киноклуба присутствовали писатели-маринисты Юрий Лебедев, Андрей Кивинов, Иван Ильин – все они приняли участие в обсуждении показанного в Президентской библиотеке фильма.
«В истории русского военного флота было несколько случаев подобного героизма, – сказал Иван Дмитриевич Ильин. – Про крейсер “Варяг” знают все. Бриг “Меркурий” бился с двумя линейными турецкими кораблями и вышел победителем, вернулся весь израненный в Севастополь… Крейсер “Дмитрий Донской” сражался с шестью японскими крейсерами и готов был принять героическую гибель. А те, кто был на “Ижоре”, – не были готовы, ведь они были гражданскими моряками, тружениками моря. И всё-таки пошли на верную смерть, не думая при этом, что совершают подвиг».
![](http://www.prlib.ru/PublishingImages/events/events_2016_2a.jpg)
![](http://www.prlib.ru/PublishingImages/events/events_2016_3a.jpg)
< Предыдущая | Следующая > |
---|