Sea News - Морские Вести

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Таинственная светящаяся сфера на дне океана шокировала ученых (фото. видео)

Таинственная светящаяся сфера на дне океана шокировала ученых (фото. видео)

  Ученые сделали невероятную находку в ходе экспедиции.  

Подробнее...
Ядерная смерть спит на дне Мирового океана

Ядерная смерть спит на дне Мирового океана

В течение XX века человек с тупым упрямством превращал Мировой океан в ядерный могильник. Если за земными захоронениями ядерных отходов постоянно наблюдают специалисты, чтобы исключить появление второго Чернобыля, то за морскими могильниками надзора нет никакого. Взорваться бомбы не могут. Но за десятки лет корпуса…

Подробнее...
Железная «леди»

Железная «леди»

В центральной части Индийского океана в 1999 году на глубине 3 километров, была обнаружена «Железная» улитка.

Подробнее...
Невероятное создание возрастом 500 миллионов лет

Невероятное создание возрастом 500 миллионов лет

  Щетинистое червеподобное создание с 30 конечностями обитало на морском дне во время раннего кембрийского периода. Его странная внешность и уникальные пищевые повадки не похожи ни на одно живое существо, когда-либо открытое учеными.    

Подробнее...
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+  

Home

К 139 лет со дня рождения Александра Александровича Блока

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Александр Блок: «Это был реалист-скептик, натянувший свою улыбку, чтобы скрыть точку своей тоски…»

28 ноября 2019 года исполняется 139 лет со дня рождения Александра Александровича Блока (1880 – 1921) – величайшего поэта, классика русской литературы XIXXX веков, крупнейшего представителя русского символизма, драматурга, переводчика, литературного критика. В фонде Президентской библиотеки хранятся электронные копии редких прижизненных изданий писателя, воспоминаний современников, научных работ, посвящённых его творчеству, а также видеолекции.
В электронном фонде Президентской библиотеки можно познакомиться с редкой книгой критика, литературоведа, историка литературы Николая Ашукина «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах» (1924). В предисловии автор сообщает биографические сведения о поэте: «Дед – ректор Петербургского университета «в его лучшие классические годы». Отец Александр Львович – профессор Варшавского университета по кафедре государственного права. Он вскоре разошёлся с женой, и ребёнок воспитывался в семье литературно одарённой матери. Детские годы Блока проходили – зимами – в Петербурге, в большой квартире “с массой людей, няней, игрушками и ёлками”, а летом – в “благоуханной глуши маленькой усадьбы Шахматово”».
О себе Блок в названной выше книге сообщает следующее: «Сочинять я стал чуть ли не с пяти лет». После 17 начались поиски себя в словотворчестве, соответствующие стихии первой юношеской влюблённости – это были лирические стихи, и к моменту выхода первого сборника поэта «Стихи о Прекрасной Даме» их накопилось до 800. Большая часть их была посвящена ставшей женой и музой поэта Любови Менделеевой, дочери знаменитого химика. Поэт Андрей Белый в главе своих воспоминаний в вышеназванном сборнике «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах» написал:
«Когда я вошёл в переднюю, то увидел молодого человека, очень статного, высокого, широкоплечего, с тонкой талией, в студенческом сюртуке. Это был А. А. Блок с Любовью Дмитриевной… Вместе с Любовью Дмитриевной они составляли прекрасную пару и очень подходили друг к другу: оба весёлые, нарядные, изящные… Упругость и твёрдая сдержанность всех движений Блока несколько контрастировали с застенчиво-улыбающимся лицом и большими, прекрасными голубыми глазами. Это был петербуржец, реалист-скептик, где-то грустно вздохнувший, но на этот вздох, натянувший свою улыбку, очень добрую и снисходительную, чтобы от всей души окружить его уютом и скрыть от него точку своей тоски…».
Блок – поэт особенный, это понимали все, кто брал в руки его книги или встречался с ним. Сформировавшийся в атмосфере раннего символизма под сильным влиянием поэтики Владимира Соловьёва, Блок, однако, умел слышать реальную жизнь. К выходу первой книги «райская чистота первых видений Блока уже столкнулась с миром фабричных перекрёстков под первыми проблесками уже шедшей революции». После 1905 года Блок почувствовал, что «круг лирики для него тесен». В нём уже вызревали глубоко патриотичные произведения «Родина», «Скифы», поэма «На поле Куликовом».
Александр Блок покорил публику не только своими талантливыми произведениями, современники отмечали манеру и воздействие его голоса на слушателя, когда поэт читал свои стихи. Поэт Вильгельм Зоргенфрей объясняет: «Простота – отличительное свойство этого чтения. Простота – в полном отсутствии каких бы то ни было жестов, игры лица, повышений и понижений тона. И простота – как явственный звуковой итог бесконечно сложной, бездонно-глубокой жизни; тут же, в процессе чтения стихов, созидаемой и утверждающейся».
Будучи сконцентрированным на проблемах России, поэт продолжал верить в её исключительную роль в истории человечества. Сравнивая своё Отечество с европейскими странами, в которых ему довелось побывать, Блок поражался преобладанию в них материального и прагматичного над духовным началом. Летом 1911 года он писал матери, с которой был очень близок, из Бретани:
«…Мировая жизнь чувствуется здесь сильнее и острее, чем в России (отчасти благодаря талантливости, меткости и обилию газет при свободе печати), отчасти благодаря тому, что в каждом углу Европы человек висит над самым краем бездны и лихорадочно изо всех сил живёт «в поте лица». Здесь… я слышу голос Европы, и никакая работа и никакое веселье не может заглушить его. Здесь ясна вся чудовищная бессмыслица, до которой дошла цивилизация, её подчёркивают напряжённые лица и богатых, и бедных, шныряние автомобилей, лишённое всякого внутреннего смысла, и пресса – продажная, талантливая, свободная и голосистая».
Поэма «Двенадцать», встреченная восторгом одних и злобным шипением других, вызвала самые разнообразные толки и самые противоречивые мнения. «Помню, как-то в июне, два года назад, Гумилёв в присутствии Блока читал в Зубовском институте лекцию о его поэзии и между прочим сказал, что конец поэмы «Двенадцать» кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект, - пишет в своих воспоминаниях в том же сборнике Корней Чуковский. - Блок слушал, как всегда, не меняя лица, по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь:
- Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы конец был иной... Но чем ближе я вглядывался, тем явственнее я видел Христа.
Гумилёв смотрел на него со своей обычной надменностью: сам он был хозяином и даже командиром своих вдохновений и не любил, когда поэты ощущали себя безвольными жертвами собственной лирики. Но мне признание Блока казалось бесценным: поэт до такой степени был не властен в своём даровании, что сам удивлялся тому, что у него написалось, но чувствовал, что написанное им есть высшая правда, не зависящая от желаний, и уважал эту правду больше, чем свои личные вкусы и верования».
Встретивший с оптимизмом Октябрьскую революцию 1917 года, Блок поначалу возлагал большие надежды на большевиков. И даже попытался быть им полезным. С 1919 по 1929 год Александр Александрович занимал должность председателя режиссерского управления Большого драматического театра, став, по сути, его художественным руководителем. Как публицист пытался осмыслить причины и уроки Октября. В фонде Президентской библиотеки хранятся электронные копии работ Блока «О любви, поэзии и государственной службе» (1920) и «Последние дни императорской власти» (1921), в которой он высказывал своё отношение к происходящему: «На исходе 1916 года все члены государственного тела России были поражены болезнью, которая уже не могла ни пройти сама, ни быть излеченной обыкновенными средствами, но требовала сложной и опасной операции. Так понимали в то время положение все люди, обладавшие государственным смыслом; ни у кого не могло быть сомнения в необходимости операции; спорили только о том, какую степень потрясения она способна принести России».
В театре на Фонтанке Блок занимался подбором репертуара, просиживал долгие часы на репетициях и говорил вступительное слово перед спектаклями, поскольку рабоче-солдатская аудитория нуждалась в таких пояснениях. Он пришел в БДТ со своими представлениями о революционном театре, основанном преимущественно на классике, а не сиюминутных поделках драматургов-конъюнктурщиков: «мы требуем Шекспира и Гёте, Софокла и Мольера, великих слез и великого смеха - не в гомеопатических дозах, а в настоящих».  Мечтал Блок также о поэтическом театре, как высоком, так и «раёшном», по-умному развлекательном. Однако все попытки поставить на «родной» сцене написанные им пьесы, в том числе знаменитый «Балаганчик», провалились. Впрочем, ему было известно о «сопротивлении материала» при переносе на сцену стихотворных произведений великих Пушкина и Гейне. «Театр не благоприятен для Поэта, и Поэт не благоприятен для театра», - констатировал Генрих Гейне. Блок выразился мягче: «Театр – это нежное чудовище»…
Однако укрыться в театре от бурь и потрясений революции не удалось. Не продекларированные, а реальные действия большевиков настолько шли вразрез с тем, что они обещали, что осознать и принять новую власть оказалось выше сил поэта, физических и моральных. Поэт не мог не прийти в отчаяние от собственного самообмана, он начал сильно болеть. Блок скончался от болезни сердца 7 августа 1921 года в своей квартире на Пряжке.
В «блоковской» подборке Президентской библиотеки можно также ознакомиться с книгой «Александр Блок. Андрей Белый» (1919) издательства «Алконост», с брошюрой «Памяти А. Блока» (1922), альбомом Поэзия Александра Блока в фотографиях Юрия Пантелеева: [комплект открыток] (2006), авторефератом диссертации на тему «Цветосюжет в лирике А. Блока» (2015) и другими, не менее интересными изданиями.
 
Обновлено 22.11.2019 13:55  
No tweets found.

Главное меню

Мировые новости

Statistics

ОС : Linux v
PHP : 5.2.17-pl0-gentoo
MySQL : 5.6.43-84.3-log
Время : 04:10
Кеш : Включен
GZIP : Выключен
Просмотры материалов : 2972890