Позиция Федерального сетевого агентства Германии (Bundesnetzagentur), не увидевшего законодательных препятствий для реализации проекта "Северный поток-2", все еще может быть оспорена.
Таким мнением с ФБА "Экономика сегодня" поделился старший научный сотрудник Института экономики РАН, доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, кандидат экономических наук Иван Капитонов.
В ФРГ заявили, что препятствия строительству "Северного потока-2" было бы "очевидной дискриминацией". "Это внутренние противоречия Евросоюза, которые уже давно вызывают серьезные дебаты в Брюсселе. Еще год назад юротдел Еврокомиссии заявил, что положения Третьего энергопакета ЕС неприменимы к "Северному потоку-2", но ряд сил в ЕК пытались доказать обратное. Пока существует такая неразбериха, вопросы вокруг строительства газопровода будут возникать регулярно – единую позицию Брюссель выработать не может из-за слишком большого числа заинтересованных участников, отстаивающих свои интересы", - отмечает эксперт.
Ранее руководитель германского сетевого регулятора Bundesnetzagentur Йохен Хоман направил письмо с отзывом по проекту "Северный поток-2" в Еврокомиссию. Согласно документу, агентство не видит законодательных препятствий для проекта строительства газопровода - нет законодательных препятствий ни на уровне Евросоюза, ни со стороны Германии, поскольку морские газопроводы под европейское регулирование не попадают. Хоман подчеркнул: Такой подход официальным Берлином "безоговорочно" разделяется. "Применение к "Северному потоку-2" иных требований было бы очевидной дискриминацией", - убежден глава Федерального сетевого агентства.
"Позиции Германии в этом вопросе незыблемы – она хочет получать газ бесперебойно и гарантированно, а вторая нитка "Северного потока" сможет Берлину это гарантировать. Однако ситуацию "раскачивает" Польша, которая на сегодняшний день наравне с Украиной получает немалые деньги за транзит по своей территории в Европу российского газа. Вполне понятно, что лишаться этих доходов Варшава и Киев не хотят, потому постараются сделать максимум, чтобы блокировать строительство "Северного потока-2", - подчеркивает эксперт.
Третий энергопакет и политическое давление Германии
Трубопровод должен пройти по дну Балтийского моря от российского побережья до побережья Германии. Пропускная способность каждой из двух ниток - 27,5 миллиарда кубометров в год. Новый газопровод удвоит мощность первого "Северного потока", маршрут которого в основном и повторит. Капитальные затраты в проект оцениваются в €8 млрд, а общая стоимость с учетом привлечения проектного финансирования - в €9,9 млрд. Модель финансирования проекта все еще обсуждается. Ввод "Северного потока-2" в эксплуатацию намечен на конец 2019 года.
Ввод в эксплуатацию "Северного потока-2" намечен на 2019 год
Третьего энергетического пакета ЕС для российского поставщика энергоносителей направлен на то, чтобы обеспечить более высокий уровень конкуренции в Европе. И ставит целью обязать компании в сфере ТЭК разделить бизнес по добыче и транспортировке энергоносителей, предоставив доступ к магистралям третьей стороне. Пока же документ, состоящий из двух директив и трех регламентов, активно оспаривается Берлином – одной из стран-создателей Евросоюза. Третьим энергопакетом Брюссель планировал защитить интересы Украины – обязать Россию транзитировать газ по ее территории и после 2019 года, когда истечет срок нынешних соглашений между Москвой и Киевом.
"Казалось бы, Германия должна бы своим политическим влиянием продавить вопрос беспрепятственного строительства "Северного потока-2". Но как мы видим, дискуссии на эту тему затянулись уже на годы, то есть Берлин не в силах повлиять на ситуацию – слишком велико влияние других игроков. При этом германские политики начали осознавать: даже несмотря на то, что Украина в нынешнем году выполнила транзитные обязательства, бесперебойности поставок в будущем это не гарантирует. Дело в том, что украинская газотранспортная система сильно изношена, вкладывать деньги в ее модернизацию и ремонт Европа и Киев не хотят, а Россия не может. Рано или поздно с поставками российского газа начнутся проблемы.
Германия осознала: альтернатив "Северному потоку-2" уже нет, вероятность технологических проблем на Украине растет с каждым годом. При этом Киев будет совсем не прочь заключить соглашения о транзите газа по своей территории и после 2019 года – от этого зависят доходы украинской экономики. С учетом этого, вряд ли будет существенно повышаться цена или выставляться ультиматумы – Киеву это просто не выгодно.
Но едва ли на это пойдет "Газпром" – для него это дорого и чревато рисками. Ведь в любых технологических проблемах на своей территории Украина по традиции обвинит Россию. Европа же, не получив газа, также предпочтет обратить претензии к поставщику, а не транзитеру. Понимая это, Москва делает все, чтобы форсировать строительство "Северного потока-2", наращивать усилия в этом будет и Берлин. Но риск того, что прокладка газопровода может в любой момент остановиться из-за политического противодействия, сойдет к нулю лишь когда по "трубе" пойдет первый газ в Европу", - делает вывод Иван Капитонов.