Лишь весной 1823 года на верфях Николаевского адмиралтейства был заложен первый пароход, который был вооружен новыми пушками и приспособлен для боевых действий. Пароход России предназначался для Черноморского флота, так как на Балтике у нашей страны в тот период не было серьезных противников. Зато в Черном море наши интересы сталкивались с интересами Османской империей.
Предложил создать боевой пароход командующий Черноморским флотом вице-адмирал Алексей Самуилович Грейг, который был опытным капитаном, совершавшим дальние плавания в Тихом океане, воевавшим как в Средиземном море, так и на Балтике. Задача была поручена одному из лучших кораблестроителей - инженеру Илье Степановичу Разумову, который учился и работал на лучших европейских верфях. За свою жизнь он участвовал в создании свыше сотни кораблей.
Строительство первого боевого парохода, получившего имя «Метеор», велось два года. Уже 1825 года он был спущен на воду и после испытания паровой машины вошел в состав Черноморского флота. Пароход длиной почти 37 метров и шириной свыше 6 метров имел на вооружении всего 14 пушек. Паровые машины позволяли «Метеору» даже в полный штиль при помощи двух гребных колес развивать скорость 6,5 узла (свыше 12 км/ч).
Вскоре произошло боевое крещение корабля. В ходе русско-турецкой войны 1828–1829 годов одной из основных задач российского Черноморского флота был захват турецких крепостей на побережье Кавказа. «Метеор» участвовал в штурме одной из сильнейших прибрежных турецких крепостей – Анапы.
В апреле 1828 года к ней подошли основные силы нашего флота — семь линейных кораблей и четыре фрегата с большим количеством десантных и вспомогательных кораблей.
6 мая 1828 года Черноморский флот начал десантную операцию для штурма Анапы. Турки контратаковали наши высадившиеся войска, и тут проявил себя «Метеор» он спокойно оперировал совсем рядом с берегом, имея небольшую осадку, и не боялся сильного ветра. Спокойно передвигаясь с места на место, экипаж корабля меткими пушечными выстрелами поражал противника.
Это позволило нашим войскам успешно закрепиться на берегу возле Анапы и осадить крепость, которая пала через месяц. В следующем году «Метеор» участвовал в штурме турецких крепостей на побережье Болгарии, включая наиболее сильно укрепленную Варну и сопровождал корабль, на котором плыл император Николай I от Варны до Одессы, на случай штиля.
Так заложенный именно «Метеор» с успехом открыл эру военного парового флота в России.
< Предыдущая | Следующая > |
---|