Создателем первого крупносерийного российского гидросамолета стал талантливый конструктор Дмитрий Павлович Григорович. При этом свой первый гидроплан он спроектировал во многом волею случая.
Дело в том, что первое время почти все самолеты для военно-воздушного и военно-морского флотов Российская империя закупала за рубежом. Летом 1913 года, во время одного из тренировочных полетов гидроплан фирмы «Доннэ-Левек» был серьезно поврежден при нештатной посадке.
Его починка требовала серьезных денег, лишь Григорович в качестве жеста доброй воли согласился вместе с коллегами починить самолет за небольшую сумму, едва окупавшую средства, потраченные на материалы. Зато конструктор смог в мельчайших подробностях разобраться из чего состоит летательный аппарат на его основе создал собственную модель.
В конструкцию были внесены существенные изменения, которые повысили основные показатели самолета. Свой первый гидроплан Григорович назвал М-1(Морской первый).
Но на этом талантливый конструктор не отановлся- он создал еще 3 вариации самолета, пока наконец в 1915 году не пришел к идеальной модели, которая по своим летным и мореходным характеристикам существенно опережала все западные образцы.
Взлетно-посадочной «полосой» могла стать любая водная поверхность при высоте волны до полуметра. Самолет развивал скорость до 105 км/ч и поднимался на высоту до 3300 метров. Запаса горючего хватало на 4 часа полета.
Несколько машин поступили на Черноморский флот и из них была создана целая дивизия. Гидропланы использовались в первую очередь качестве разведчиков. Однако они имели и вооружение: оно состало из пулемета и нескольких бомб. В 1916 году российские гидропланы совершили атаку на турецкий порт Зонгулдак. Летчикам даже удалось потопить вражеский корабль «Ирмингард». Эта воздушная атака показала, что морская авиация стала грозной военной силой.
myhistorypark.ru