Sea News - Морские Вести

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Таинственная светящаяся сфера на дне океана шокировала ученых (фото. видео)

Таинственная светящаяся сфера на дне океана шокировала ученых (фото. видео)

  Ученые сделали невероятную находку в ходе экспедиции.  

Подробнее...
Ядерная смерть спит на дне Мирового океана

Ядерная смерть спит на дне Мирового океана

В течение XX века человек с тупым упрямством превращал Мировой океан в ядерный могильник. Если за земными захоронениями ядерных отходов постоянно наблюдают специалисты, чтобы исключить появление второго Чернобыля, то за морскими могильниками надзора нет никакого. Взорваться бомбы не могут. Но за десятки лет корпуса…

Подробнее...
Железная «леди»

Железная «леди»

В центральной части Индийского океана в 1999 году на глубине 3 километров, была обнаружена «Железная» улитка.

Подробнее...
Невероятное создание возрастом 500 миллионов лет

Невероятное создание возрастом 500 миллионов лет

  Щетинистое червеподобное создание с 30 конечностями обитало на морском дне во время раннего кембрийского периода. Его странная внешность и уникальные пищевые повадки не похожи ни на одно живое существо, когда-либо открытое учеными.    

Подробнее...
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+  

Воспоминания очевидцев о восстании декабристов – в материалах Президентской библиотеки

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

14 (26) декабря 2020 года отмечается 195-я годовщина восстания на Сенатской площади в Петербурге.
Попытка государственного переворота в 1825 году была организована группой офицеров-дворян, которых позже назовут декабристами. На портале Президентской библиотеки в цифровой коллекции «Декабристы в истории России» представлены уникальные материалы, которые дают возможность читателю ознакомиться с разными оценками восстания на Сенатской площади и составить свое представление о событиях того дня.
Причину, побудившую молодых людей, блиставших в великосветских салонах, пойти против существующей власти, Константин Дубровский, автор хрестоматии «Декабристы» (1925), объясняет так: «Это были в большинстве те русские офицеры, которым после 1812 года пришлось побывать в Европе и подышать её революционным воздухом и которым позднее пришлось сравнить с нею убогую русскую действительность, полную нищеты, произвола и бесправия». Это подтверждают и слова Михаила Фонвизина, одного из основателей Северного общества декабристов: «Великие события Отечественной войны, оставя глубокие впечатления, произвели… беспокойное желание деятельности». Его воспоминания опубликованы в издании 1906 года «Мемуары декабристов: (записки, письма, показания, проекты конституций, извлечения из следственного дела)».
«В 1815 году небольшой кружок молодых офицеров Семёновского полка, решивши бросить кутежи и пустую великосветскую жизнь, составил „артель“ для чтения иностранных газет и бесед по вопросам современности, в особенности по вопросам русской жизни. Александр I, узнавши про эту артель, приказал её закрыть. Этого было вполне достаточно, чтобы положить начало тайным обществам», сообщается в книге «Декабристы: история вооружённого восстания 14 декабря 1825 года» (1923).
Момент активных действий настал, когда умер Александр I. Занять трон должен был его брат Константин, однако он отказался от престола в пользу младшего брата Николая. Но это не было объявлено публично, и присяга на верность была принесена Константину. Возникла необходимость провести церемонию переприсяги. Она была назначена на 14 декабря 1825 года. «Никакой другой случай не мог быть благоприятнее для приведения в исполнение намерения тайного общества», отмечает руководитель восстания, полковник Генерального штаба Сергей Трубецкой, оставивший после себя воспоминания о тех событиях, изданные позже и представленные на портале Президентской библиотеки. Стоит отметить, что 14 декабря на Сенатской площади сам Трубецкой не появился. В какой-то мере это объясняется тем, по его словам, что он был уверен: «изменение образа правления насильственным образом есть дело страшное, которое неминуемо повлечёт за собою все ужасы Французской революции».
Заговорщики планировали вывести войска к зданию Сената и зачитать «Манифест к русскому народу», согласно которому упразднялись самодержавие и крепостное право, вводились гражданские свободы, устанавливалась конституция.
Но это была задача «верхов», а «низы» даже слова такого не слышали: «конституция». В книге «Император Николай I и его царствование»(1859) передана атмосфера всеобщей растерянности, царившей на Сенатской площади: «К крику „Ура, Константин!“ заговорщики присоединили восклицание: „ура, конституция!“. Но последнего выражения солдаты не понимали. „Разве это супруга Великого Князя?“, – спрашивали они с простодушием. „Да“, – говорили заговорщики». Александр Беляев в своей книге «Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном» (1882) писал: «Все наши офицеры постоянно внушали солдатам, что они не бунтовщики, а люди, честно исполняющие долг присяги…».
Ситуация накалялась. «Приказано было… сделать несколько выстрелов холостыми зарядами; но толпа, в слепоте своей, не видя вреда, получила ещё больше смелости. Тогда заговорила настоящая картечь! Ряды мятежников поколебались и обратились в бегство. Большия массы бросились по льду на Васильевский остров, но их нагоняли эскадроны Конной Гвардии…», – так описывается восстание в книге «Император Николай I и его царствование».
Авторы мемуаров вспоминают о случаях мужества декабристов. Например, Ивана Пущина – ближайшего друга Пушкина. В издании «Записки И. И. Пущина о Пушкине» (1907) автор предисловия, сын декабриста Ивана Якушкина Евгений Якушкин, рассказывает: «Пущин оставил площадь одним из последних; бывший на нём плащ его деда, адмирала Пущина, был пробит во многих местах картечью».
Говоря о дальнейшей судьбе предводителей восстания, Евгений Оболенский в книге «В ссылке и заключении. Воспоминания декабристов» (1908) пишет: «Уберегая от картечи, судьба не могла спасти их от власти победителя; кроме всей горечи поражения, ужаса расстрела, они должны были перенести кандалы, пытки, заключение и, наконец, одни трагическую смерть, другие каторжные работы, третьи сибирские казематы».
Участники заговора были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость. Следователем выступал сам император. Пятерым – Кондратию Рылееву, Павлу Пестелю, Петру Каховскому, Михаилу Бестужеву-Рюмину, Сергею Муравьёву-Апостолу – был вынесен смертный приговор. Остальных ждала каторга. В упоминавшихся выше записках князя Трубецкого есть фрагмент его разговора с Николаем I: «Император. (крича). Вы знаете, что могу вас сейчас расстрелять! Я. (Сложив руки и также громко). Расстреляйте, Государь! Вы имеете право. Император. (Также громко). Не хочу. Я хочу, чтоб судьба ваша была ужасная!».
В историческом очерке «Декабристы в Западной Сибири» (1905) учёный Александр Дмитриев-Мамонов рассказывает о жизни ссыльных декабристов. Да, их жизнь была тяжела, но каторжане старались придать смысл каждому её дню – они обучали детей грамоте, открывали школы…
В 1830 году Иван Пущин писал: «Я много уже перенёс и ещё больше предстоит… но всё это я ожидаю как должно человеку, понимающему причину вещей и непременную их связь с тем, что рано или поздно должно восторжествовать, несмотря на усилие людей – глухих к наставлениям века»...
 
 
  • слайд 3
  • слайд 1 

Главное меню

Мировые новости

Statistics

ОС : Linux v
PHP : 5.2.17-pl0-gentoo
MySQL : 5.6.43-84.3-log
Время : 10:41
Кеш : Включен
GZIP : Выключен
Просмотры материалов : 6410015