Sea News - Морские Вести

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Таинственная светящаяся сфера на дне океана шокировала ученых (фото. видео)

Таинственная светящаяся сфера на дне океана шокировала ученых (фото. видео)

  Ученые сделали невероятную находку в ходе экспедиции.  

Подробнее...
Ядерная смерть спит на дне Мирового океана

Ядерная смерть спит на дне Мирового океана

В течение XX века человек с тупым упрямством превращал Мировой океан в ядерный могильник. Если за земными захоронениями ядерных отходов постоянно наблюдают специалисты, чтобы исключить появление второго Чернобыля, то за морскими могильниками надзора нет никакого. Взорваться бомбы не могут. Но за десятки лет корпуса…

Подробнее...
Железная «леди»

Железная «леди»

В центральной части Индийского океана в 1999 году на глубине 3 километров, была обнаружена «Железная» улитка.

Подробнее...
Невероятное создание возрастом 500 миллионов лет

Невероятное создание возрастом 500 миллионов лет

  Щетинистое червеподобное создание с 30 конечностями обитало на морском дне во время раннего кембрийского периода. Его странная внешность и уникальные пищевые повадки не похожи ни на одно живое существо, когда-либо открытое учеными.    

Подробнее...
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+  

Британцы не могли поверить, что один корабль доставит столько проблем

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
 
Последний бой Глориосо. Художник: Augusto Ferrer-Dalmau
Современную приключенческую литературу окончательно декорировали, по сути, французы и англичане, как-то много и традиционно воевавшие с Испанией.
Отсюда некий мировой стереотип, упрямо гласящий, что испанцы являлись никудышными моряками, падкими на золото и жестокими к пленным. В то же время они показывали себя негодными бойцами при встрече с достойным противником. Так гласит всеобщий миф, в подтверждение которому вспоминают гибель Армады и романы Сабатини. На деле же Испания не зря считалась грозным противником даже для таких тяжеловесов, как Британия. И особенно противникам досталось от испанцев в так называемой "войне за ухо Дженкинса".
В 1720-х годах Испания вдруг осознала, что изрядно отстала от мировых лидеров в плане организации флота и его матчасти. Тогда вице-адмирал де Гастаньета промониторил мировой опыт и остановился на французском варианте. Чтобы максимально овладеть темой, Хосе Антонио де Гастаньета совершил ряд поездок по верфям Франции, внимательно изучая и конспектируя чужой опыт. По итогам почти без изменений была позаимствована система подготовки моряков и проект 74-х пушечного корабля. Который, правда, изрядно переработали.
В испанской трактовке от французского прототипа оставили обводы, но общие размеры увеличили. Убрали 4 пушки (испанцы решили остановиться на 70 орудиях), но нижнюю артиллерийскую палубу подняли, благодаря чему появилась возможность стрелять главным калибром даже в сильное волнение – редкая роскошь для линкоров тех лет. Говоря по правде, эти меры в чем-то были вынужденными, поскольку традиционно на кораблях Испании размещались экипажи более многочисленные, чем в остальной Европе. Примерно раза в полтора – исходили из соображения, что есть возможность оперативно замещать вышедших из строя, да и при абордаже не помешает. Хотя есть мнение, что происходило это из-за плохой квалификации испанских экипажей. В любом случае получился типовой проект очень прочного, маневренного и ходкого корабля. Который, правда, оказался дороговат. Но этот недостаток, как потом выяснилось, с запасом окупался во время войны.
В 1740 году в Гаване из прочнейшего красного дерева именно по этому проекту построили "Глориосо". Корабль, позднее ставший легендарным и доставивший немало хлопот британцам.
В той акватории Испании требовался мощный флот – в Америку везли ртуть, которую использовали в добыче золота, а обратно к Европе следовали серебряные караваны – основной доход империи. Вот только после сражения в 1744 под Тулоном основная масса испанского флота оказалась заблокирована в Картахене. Поэтому решили для транспортировки ценных грузов использовать боевые корабли, базировавшиеся тогда в Гаване. "Глориосо" совершил несколько удачных рейсов, но его очередной поход из Кадиса в Веракрус в 1747 году окончился не очень удачно. Корабль вез ртуть для рудников. Собственно, ртуть он доставил и даже получил грузы для Испании. Потом зашел в Гавану за пресной водой и продовольствием, после чего отправился в метрополию.
Художник: Augusto Ferrer-Dalmau
 
У Подветренных островов его обнаружил британский конвой, но капитан испанцев воспользовался непогодой и сумел сбежать. За Азорскими островами вновь наткнулся на англичан – фрегат с 40 пушками и старый вспомогательный линейный корабль с 60 орудиями, отправленный дослуживать на периферию империи. Британцы сопровождали караван с продовольствием и другими припасами для нескольких гарнизонов в колониях, поэтому атаковали испанца довольно нерешительно и неуклюже. 
Фрегат вырвался вперед, а его более крупный напарник поотстал. Чем воспользовались испанцы и крепко повредили такелаж и рангоут преследователя, получив всего 4 попадания – помогло то, что в качестве ретирадных у испанцев стояли немаленькие 18-фунтовки. Когда более крупный британец решился на атаку, досталось и ему. Возможно, нападай англичане сообща, дело бы и заладилось. Но они так не сделали. И когда 60-пушечник нагнал испанца, на море было неспокойно. В результате британец не мог стрелять с нижнего дека, а испанец преспокойно работал самыми нижними 24-фунтовками. Так что англичане получили изрядную трепку, от которой сами еле оправились и, напав, унесли ноги.
Уже в августе (первый бой – конец июля) на испанцев наткнулись сразу три британца – в 50, 24 и 20 пушек. Малые корабли взяли испанцев в два огня и здорово пощипали – разбили корму, бушприт. Убитыми на "Глориосо" потеряли 40 человек, ранеными – 50. Даже при экипаже в 760 человек это было чувствительно. И надо отдать должное испанскому капитану. Он всех свободных от управления парусами людей направил помогать пушкарям. И те открыли такой шквал огня, что оба атаковавших британца потеряли львиную долю рангоута и вынужденно вышли из боя. А их "большой брат" и вовсе на атаку не решился. Потом, на суде, капитан этого корабля заявит, что принял 70-пушечный "Глориосо" за 100-пушечный. 
Испанцы смогли поставить бушприт, хотя корму отремонтировать в условиях моря и не получалось. А еще при ремонте бушприта они выгрузили все серебро, о чем британцы знать не могли. Затем испанцы отклонились от обычных маршрутов серебряных конвоев, и все равно у мыса Сент-Винсент наткнулись на четыре британских фрегата. Которые имели по 30 пушек, но их мощность оставляла желать лучшего. Только на одном было шесть 12-фунтовок, что и считалось главным калибром эскадры. Против 18-ти и 24-фунтовых испанских орудий аргумент слабый. И все же британский приватир решился на атаку, понимая, что цена такому призу немалая.
Атаковавшие растянулись, и отступавший испанец лупил поодиночке. Вырвавшемуся вперед британцу он сбил две реи (фок и грот), да еще и разбил 8 пушек. Отчего тот, понятное дело, прыть убавил и ушел на базу для починки. Его коллеги, посмотрев на итоги, решили не ввязываться в драку, предпочитая держаться на расстоянии и поджидать помощь.
К утру к погоне присоединился 50-пушечник и тяжеловес с 80-ю орудиями. При таком перевесе англичане, ясное дело, проявили активность. 50-пушечник, недавно почистивший днище, настиг испанцев быстрее всех. И без промедления начал обстрел. Правда, дуэль продлилась недолго. По непонятной причине он вдруг взорвался – уцелели 1 офицер и 11 матросов, которые ничего внятного комиссии по расследованию катастрофы сообщить не смогли. Ну, тут уж, очевидно, англичане упускать испанца не имели права. И взялись за него очень серьезно. 
К вечеру они настигли жертву и окружили ее. Начался бой, длившийся всю ночь. К 9 утра на "Глориосо" не было ни одной мачты, вышел весь порох и ядра. Потери в экипаже – почти 200 человек. Понимая, что сопротивляться дальше нет ни смысла, ни возможности, военный совет, созванный капитаном, принял решение сдаться.
Португальцам испанец очень понравился. И они предложили британцам продать его на месте в том виде, в каком он был. Но капитан англичан рассчитывал на серьезные призовые деньги, а потому за свой счет подлатал трофей и отбыл в Англию. Но тут война кончилась, и капитан-победитель остался с испанским кораблем как с сувениром, который никому уже не требовался. Но в 1749 году его все же удалось продать британскому купцу, рассчитывавшему нажиться на красном дереве, из которого "Глориосо" и был построен. Так что сразу после завершения сделки героический корабль пошел на слом.
Надо сказать, что храбрость и решительность испанского капитана и его команды признавали даже британцы. Иные историки последнее путешествие этого корабля приводили в качестве эталона "высоты боевого духа и решительности".

pulse.mail.ru/article/britancy-ne-mogli-poverit-chto-odin-korabl-dostavit-stolko-problem-3697908859531870271-9133549769204484565/

Обновлено 12.07.2022 13:53  
  • слайд 1 
  • слайд 3

Главное меню

Мировые новости

Statistics

ОС : Linux v
PHP : 5.2.17-pl0-gentoo
MySQL : 5.6.43-84.3-log
Время : 15:25
Кеш : Включен
GZIP : Выключен
Просмотры материалов : 6397605