Sea News - Морские Вести

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Таинственная светящаяся сфера на дне океана шокировала ученых (фото. видео)

Таинственная светящаяся сфера на дне океана шокировала ученых (фото. видео)

  Ученые сделали невероятную находку в ходе экспедиции.  

Подробнее...
Ядерная смерть спит на дне Мирового океана

Ядерная смерть спит на дне Мирового океана

В течение XX века человек с тупым упрямством превращал Мировой океан в ядерный могильник. Если за земными захоронениями ядерных отходов постоянно наблюдают специалисты, чтобы исключить появление второго Чернобыля, то за морскими могильниками надзора нет никакого. Взорваться бомбы не могут. Но за десятки лет корпуса…

Подробнее...
Железная «леди»

Железная «леди»

В центральной части Индийского океана в 1999 году на глубине 3 километров, была обнаружена «Железная» улитка.

Подробнее...
Невероятное создание возрастом 500 миллионов лет

Невероятное создание возрастом 500 миллионов лет

  Щетинистое червеподобное создание с 30 конечностями обитало на морском дне во время раннего кембрийского периода. Его странная внешность и уникальные пищевые повадки не похожи ни на одно живое существо, когда-либо открытое учеными.    

Подробнее...
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2011 JoomlaWorks Ltd.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+  

В Санкт-Петербургском университете водных коммуникаций прошел показ документального фильма "Люди, помните "Ижору!"

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

В Санкт-Петербургском университете водных коммуникаций состоялся показ документального фильма «Люди, помните «Ижору!», который произвел на студенческую аудиторию сильное впечатление.

Режиссер А.И. Сорокин провел огромную научно-исследовательскую работу, собирая по крупицам бесценный материал: документы, справки, воспоминания ветеранов о гибели корабля «Ижора». Этот фильм о малоизвестном и, на первый взгляд, незначительном эпизоде войны, но на самом деле, как говорят факты, повлиявшем на её исход. Расскажем о тех трагических событиях более подробно.

1 октября 1941года на Московской трехсторонней конференции (Великобритания, США, Советский Союз) было подписано соглашение о взаимных поставках военно-стратегических и сырьевых материалов, известное как Первый (Московский) протокол. Согласно решению заседания транспортной и военно-морской комиссий на Московской конференции,  СССР должен был получать ежемесячно около 500 тысяч тонн грузов, для чего требовалось, как минимум, сто транспортных  судов. США фактически отказалась участвовать в перевозках, ссылаясь на закон о нейтралитете. Советский Союз, исходя из возможностей тоннажа, мог перевезти не более четвёртой части. Поэтому оставшиеся 3/4 груза ложились на Великобританию. Одним из основных препятствий для осуществления регулярных поставок была их транспортировка. Существовало три основных маршрута доставки ленд-лизовских грузов в СССР: северный, тихоокеанский и трансиранский. Самым коротким (2,000 миль) и удобным был северный маршрут: через Великобританию и Исландию в порты Архангельск и Мурманск. Суда проходили это расстояние за 10-12 суток, двигаясь по узкой трассе шириной до 200 миль. Но более безопасными были порты Белого моря: Архангельск и Северодвинск (бывший Молотовск).  Как и Мурманск, они имели выход к железной дороге, но в отличие от него зимой эти порты не могли функционировать без помощи ледоколов.

После активизации Полярных или, как их называли, «Русских» конвоев  в Арктике, Гитлер решил пересмотреть своё отношение к арктическому пути. Артерия, которая связывала два континента, была тогда жизненно необходима СССР, противостоявшему почти всей европейской экономике, мобилизованной Гитлером на свои честолюбивые планы. В «частной беседе» в начале 1942 года фюрер называет северный регион «зоной судьбы. Рост военных поставок через северные порты России являлся для Германии крайне негативным фактором. В этих условиях германское командование распорядилось усилить сотрудничество Люфтваффе и Кригсмарине для нарушения советско-английских коммуникаций на Севере.

В результате, все самые крупные корабли, подводные и воздушные флотилии были сконцентрированы в Норвегии. 16 января 1942 года в Трондхейм прибыл самый крупный корабль Германии  линкор «Тирпиц».

Первая крупная противоконвойная операция, которую предприняло германское командование, предполагала нанесение удара эскадры во главе с линкором «Тирпиц» в месте встречи двух конвоев «PQ-12» и «QP-8». Эта операция проходила под кодовым названием «Шпортпаласт» («Стадион»). В этом же году к берегам Британии из Архангельского порта ушло 45 транспортов со 136 тысячами тонн леса, руды и химикатов. С первых же плаваний в конвоях стали участвовать советские суда. Моряки в условиях полярной ночи, жесточайших штормов, опасностей военного времени водили свои суда к берегам дружественных стран, используя как конвойные, так и одиночные плавания. Экипажи транспортных судов вступали в бой с кораблями и подлодками врага, отражали атаки самолетов, самоотверженно боролись за спасение судна и груза. При отражении воздушных атак пускались в ход даже орудия транспортируемых танков, а для устрашения противника на палубу устанавливали деревянные макеты пушек и зениток.

В январе 1942 года Мурманский порт принял еще два каравана, в их составе были суда Мурманского пароходства «Старый большевик» и «Ижора». Пароход «Ижора» в основном использовался как лесовоз. Груз – доски. Паровая машина старая, необходим был ремонт, но мешала война. «Ижора» 1 марта вышла из Мурманска и в составе каравана «QP-8» отправилась на Запад, в Англию.                                                    

 Был в военное время жестокий, но беспрекословно выполняемый закон: если кто-либо, по случайности, падал за борт, конвой не останавливался. Человека, лавируя, но не нарушая построенного ордера, вылавливали из воды проходящие мимо суда, если это не получалось, несчастный оставался за кормой на произвол судьбы, которая не предоставляла большого выбора из-за низкой температуры воды, которая даже жарким летом не превышает +5 градусов. Так же обходились и с судами по тем или иным причинам не выдерживающим крейсерской скорости конвоя…

Капитан «Ижоры» Василий Белов, видя эсминцы, а затем и громаду «Тирпица», принял решение – радировав об эскадре, оповестить конвой об опасности, сорвать внезапное нападение на конвои «PQ-12» и «QP-8», дать возможность конвоям принять меры по уклонению от удара.

Понимая все последствия своих поступков в военное время, «Ижора» сообщает, что она  обстреляна и фиксирует своё точное местоположение. И эта радиограмма, посланная радистом Николаем Гусаровым, была принята и Английским Адмиралтейством и конвоями.

В ту же минуту она была перехвачена и на линкоре «Тирпиц».

 Артиллерийский расчёт «Ижоры» готовит 37 мм орудие к стрельбе, готовятся её 2 пулемёта. Остальная команда спускает плоты, шлюпку и катер на воду. Артиллеристы немецких эсминцев получают приказ на открытие огня. Эсминец «Инн» всей артиллерией открывает огонь по «Ижоре». С первых же выстрелов разносится в щепки радиорубка транспорта.

Транспорт потерял способность к движению, но остаётся на плаву. Пожар охватил почти все палубные надстройки, перекинулся на груз. Можно только догадываться, какая температура была в этот момент в трюмах.

 Под таким шквальным огнём гражданский экипаж «Ижоры», как  говорится в  официальных информационных источниках, оказал сопротивление «всеми возможными средствами», выбор которых, к сожалению, был невелик.  Но самое мощное оружие – это уверенность в своём правом деле – защита Родины от врага и непоколебимая  вера в Победу.

Команда пыталась спастись на плавсредствах. По воспоминаниям немецких моряков, шлюпка, в которой находилось несколько человек, начала спускаться, но сорвалась, и все, упав в воду, утонули.

Немцы ничего не понимали: «Ижора»,  как заговорённая, долго продолжала оставаться на плаву, пока не была потоплена шквальным огнем неприятеля.

Основная часть команды погибла мучительной смертью: обожжённые паром и в огне, другая - под градом снарядов и в холодной воде. В составе экипажа «Ижоры» были 16-летние мальчишки  Юра Шумков и Лёша Макарычев, вставшие на место погибших отцов и двадцатилетняя девушка… Чудом удалось спастись только старшему помощнику капитана Николаю Адаеву, который погиб впоследствии в фашистском концлагере.

Ю.Е. Александров, президент РОО  «Полярный конвой»:

 «Подвиг «Ижоры», погибшей, но не сдавшейся врагу, не был напрасным. Ее радиосигнал был принят конвоем «PQ-12», что помогло ему избежать встречи с линкором «Тирпиц» и спасло конвой от разгрома.

 Он доставил самую крупную партию стратегических грузов, полученную СССР в одном караване: 200 самолетов, 160 танков и 180 бронемашин, 24 пушки, сотни грузовиков, станков, тысячи тонн оборудования, сырья и продовольствия. Эти грузы в основном использовались в Сталинградской битве, что, несомненно, приблизило День Победы.

 Ценой своей жизни советские моряки предотвратили смерть многих и многих моряков союзного конвоя «PQ-12» и «QP-8. А уж, сколько жизней наших людей смогла сберечь военная техника на фронтах, какой урон нанесли врагу самолёты, танки, снаряды, торпеды, которые везли корабли конвоя, сказать невозможно».

СПРАВКА: За время войны в Советский Союз был проведен 41 конвой. Из 540 судов потеряно 100. 82 английских и американских, 9 советских и 9 других стран. ВМФ СССР потерял 2 эсминца и 20 подводных лодок.
ВМС Великобритании 2 крейсера и 1 подводную лодку. Северными конвоями в Советский Союз было доставлено: 22 195 самолетов,
12 990 танков, более 500 000 автомашин, 5000 орудий.

 После просмотра фильма, общаясь со студентами, А.И. Сорокин рассказал о работе над фильмом, об уникальном историческом материале, предоставленном ему ветеранами Северных конвоев и германским историком-любителем Н. Клапдором, отец которого стал свидетелем последнего боя советского судна «Ижора» с германской эскадрой во главе с линкором «Тирпиц». Фильм  об «Ижоре» - это дань глубокого уважения к героям Великой Отечественной войны, которые ценой своей жизни приближали Великую Победу. События, показанные в фильме, он пропустил через свою душу и сердце.

На вопрос, что  он считает важным в жизни, режиссер ответил:

«Существуют определенные жизненные ценности, не подверженные коррозии временем. Это, безусловно, любовь к Родине, патриотизм, порядочность, честность – все то, что, на мой взгляд, формирует любую нацию. Уверен, что любовь и красота спасут мир».

Александр Иванович в заключение беседы пожелал студентам получить хорошее образование, научиться дружить, уметь отдавать, потому что чем больше отдаешь, тем больше тебе возвращается. И главное – отстаивать свои жизненные позиции.

 

 

Обновлено 23.06.2012 21:43  

  • слайд 3
  • слайд 1 

Главное меню

Мировые новости

Statistics

ОС : Linux v
PHP : 5.2.17-pl0-gentoo
MySQL : 5.6.43-84.3-log
Время : 12:11
Кеш : Включен
GZIP : Выключен
Просмотры материалов : 6415478